“Газпром” подписал с Китаем соглашения, окончательно определяющие условия поставки газа. Вопрос цены до сих пор не решен, но в документах уже официально закреплено, что цена не будет привязана к американскому Henry Hub. Зато стороны перенесли начало поставок с 2018 г. на 2015 г. Эксперты говорят, что смещение сроков в интересах как России, так и Китая. КНР нужен российский газ как можно скорее, а Россия договором с китайцами рассчитывает оказать давление на своих европейских партнеров.
5 сентября “Газпром” и китайская CNPC подписали юридически обязывающее соглашение об основных условиях поставок российского газа в КНР по так называемому восточному маршруту. Российская компания отмечает, что согласованы все основные условия: объем и сроки начала экспорта, уровень “бери или плати”, период наращивания поставок, уровень гарантированных платежей, точка сдачи газа на границе и т. д.
Официальный спикер “Газпрома” Сергей Куприянов уточнил “Газете.Ru”, что поставки должны начаться с 2015 г., речь идет о контракте на 30 лет, объемы поставок составят 38 млрд. куб. м газа в год. В марте, когда стороны подписывали меморандум о взаимопонимании, начало поставок планировалось на 2018 г. Куприянов отметил, что на начальном этапе газ пойдет через трубу Сахалин – Хабаровск – Владивосток, в дальнейшем будут построены новые газопроводные мощности.
Однако основную часть поставок в Китай впоследствии должен принять на себя газопровод “Сила Сибири”, который пройдет из Якутии во Владивосток через Хабаровск. По нему в страны Азиатско-Тихоокеанского региона должен поставляться газ с Чаяндинского и Ковыктинского месторождений (запасы – 1,2 трлн. кубов и 1,5 трлн кубов соответственно). Общая мощность трубы должна составить 61 млрд. куб. м в год. Но на сегодняшний день эта труба находится лишь на стадии проекта (инвестиционное решение было принято лишь в октябре 2012 г.). На сайте газовой монополии указано, что ввести в действие “Силу Сибири” предполагается в 2017 г.
На новостях о заключении соглашения с CNPC акции “Газпрома” 5 сентября резко пошли вверх.
На бирже ММВБ-РТС к концу торгового дня (18.45 мск) бумаги компании прибавили 5,98%, стоимость одной акции составила 139,9 руб. На Лондонской фондовой бирже результат был скромнее – на то же время акции “Газпрома” подорожали на 2,42% до $4,02/шт.
“На некоторое время газ с Сахалина вполне может обеспечить поставки в КНР, – говорит ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. – Но потом в любом случае придется вводить “Силу Сибири” – месторождения Восточной Сибири уже сейчас способны давать около 170 млрд. куб. м в год (правда, следует отметить, что такие объемы рынком на сегодняшний день не востребованы)”.
Танкаев полагает, что перенос сроков поставок в интересах как России, так и Китая. В КНР растет потребление газа, по словам Танкаева, в ближайшие годы только объемы импорта газа в этой стране достигнут 300 млрд. куб. м.
“Россия, в свою очередь, хочет усилить давление на Европу, – полагает Танкаев.
– Уже сейчас у европейцев положение не столь прочное, как было несколько лет назад, – это связано с тем, что Япония, закрывшая свои АЭС после “Фукусимы”, оттянула на себя практически весь сжиженный природный газ (СПГ), который раньше поставлял в Европу Катар. Именно этот газ и обеспечивал низкие цены спотовых (разовых) контрактов в ЕС”. Теперь, когда и “Газпром” расширяет свои рынки, заключает контракт с Китаем, Европа, по мнению Танкаева, может пойти на уступки, лишь бы обеспечить себе энергобезопасность.
В частности, эксперт не исключает, что может быть сильно ограничено (или даже отменено вовсе) действие Третьего энергетического пакета Евросоюза, введение положений которого нарушает интересы “Газпрома” в Европе.
Несмотря на заключение нового соглашения с Китаем, ключевой вопрос – цены поставок – остался нерешенным. По словам Сергея Куприянова, цена будет определена отдельным соглашением. Ранее “Газпром” заявлял, что намерен заключить контракт с Китаем до конца 2013 г.
“Определенные подвижки в переговорах по цене есть, сейчас мы вырабатываем особую ценовую формулу, которая будет отличаться от используемых, – рассказывает Куприянов. – Китайские коллеги называют ее инновационной”. В чем именно будет заключаться отличие формулы для КНР, спикер “Газпрома”, впрочем, не уточнил.
Зато окончательно решен вопрос о неиспользовании привязки цены к индексу Henry Hub (распределительный центр в Луизиане, где сходятся восемь крупнейших американских газопроводов; именно цена на Henry Hub служит ориентиром для определения цен по спотовым газовым контрактам в США). Китайцы предлагали привязать цену российских контрактов именно к Henry Hub, что неудивительно – средняя цена спотовых контрактов на начало сентября там составляла около $140/тыс. куб. м, в то время как цена спота в Европе – уже порядка $390/тыс. кубов. “Газпром” ранее уже заявлял, что не намерен привязывать китайский контракт к индексу Henry Hub, и теперь в официальном соглашении закреплено, что такой привязки не будет.
“Реально юридически обязывающими заключенные соглашения станут только в том случае, если будет достигнута договоренность по цене, – комментирует аналитик ФК “Уралсиб” Алексей Кокин. – Но пока понимания по этому вопросу явно нет. Китайцы, разумеется, хотят получать российский газ как можно дешевле, однако сложно сказать, какая цена, учитывая капзатраты и расходы на транспортировку, окажется приемлемой для “Газпрома”.
Аналитик USB Максим Мошков полагает, что инновационность формулы поставок в Китай будет заключаться в том, что цена трубопроводного газа будет привязана к цене поставок сжиженного газа (СПГ).
А цена СПГ, в свою очередь, будет привязываться к цене нефти с коэффициентом 0,15. “Наш долгосрочный прогноз по цене на нефть – $92/баррель, – рассказывает аналитик. – Таким образом, цена СПГ составит примерно $13,8 за 1 млн. британских термических единиц (BTU)”. При этом, по словам Мошкова, точка безубыточности для “Газпрома” в данном случае – $12,7 за 1 млн. BTU, то есть российская компания останется в прибыли. Учитывая, что 1 тыс. куб. м эквивалентна 0,7 т СПГ и содержит при этом 35,8 млн. BTU, цена российского газа для Китая составит около $346 за 1 тыс. куб. м. Ранее участники рынка выдвигали похожие прогнозы: по их мнению, цена для Китая должна составить 70-85% от цены поставок “Газпрома” в Европу, которая сейчас составляет около $470/тыс. куб. м. То есть в диапазоне от $330 до $400.
“Исключение Henry Hub из формулы цены может обернуться против “Газпрома”, – считает глава .East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. – “На мой взгляд, цена Henry Hub склонна к росту больше, чем какие-либо другие цены”. Что же касается прогнозов по итоговой цене, эксперт отмечает, что с учетом достройки трубы “Сахалин-Хабаровск-Владивосток” и строительства фактически с нуля “Силы Сибири”, общая стоимость только газотранспортных активов составит около 2 трлн. руб. ” При действующих таможенных пошлинах и полной загрузке газопровода, поставки в Китай будут рентабельны при цене выше $500/тыс. куб. м”, – уверен Корчемкин. При этом эксперт отмечает, что затраты на прокладку газовых труб можно было бы снизить, если привлечь для их строительства китайских подрядчиков – затраты на строительство газопроводов в Китае втрое ниже, чем на аналогичных проектах “Газпрома”. (Газета.Ru/Энергетика Украины, СНГ, мира)