Суд, выигранный Eclairs Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова и Glengary Overseas Александра Жукова против британской компании JKX Oil&Gas, в ходе которого бизнесмены отстаивали право голоса на собрании акционеров, “подмочил” репутацию олигархов.

Суд, выигранный компаниями Eclairs Group Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова и Glengary Overseas Ltd. Александра Жукова против британской нефтегазовой компании JKX Oil&Gas, в ходе которого бизнесмены отстаивали право голоса на собрании акционеров, “подмочил” репутацию украинских олигархов, пишет британская газета Independent.

В конце августа Высокий суд Великобритании отменил ограничения, установленные 31 мая британской нефтегазовой компанией JKX Oil&Gas в отношении своих крупнейших акционеров – Eclairs Group Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова (владеет 27,5% JKX) и Glengary Overseas Ltd. Александра Жукова (владеет 11,45% JKX), сообщает JKX на сайте Лондонской фондовой биржи.

Согласно решению суда, совет директоров JKX мог налагать ограничения на Eclairs и Glengary только в рамках, необходимых для получения от них информации.

В то же время Высокий суд признал, что руководство JKX действовало добросовестно и в интересах компании, поскольку Eclairs и Glengary предоставили на запрос JKX неточную или неправдивую информацию.

Началась эта история 31 мая, когда совет директоров JKX приостановил право Eclairs Group, которой принадлежит 27,5% акций, и Glengary Overseas с 11,45% акций участвовать в собрании акционеров 5 июня, объяснив такое решение тем, что они не предоставили исчерпывающую информацию о договоренностях между их собственниками по вопросу голосования.

Ранее, в мае, совет директоров компании JKX во главе с валлиецем Полом Дэвисом, заявил, что компания Боголюбова и Коломойского посредством инвестиционной компании Eclairs осуществляли попытки рейдерского захвата JKX, минуя запуск дорогостоящего процесса полного поглощения. До этого Коломойский пытался захватить контроль над Лондонской компанией Ferrexpo и Австралийской Consolidated Minerals, утверждает Independent. По мнению совета директоров, Eclairs Group и Glengary Overseas Ltd. действовали с целью сместить руководство компании и получить полный контроль над ее деятельностью. Причиной для такого решения стало заявление Eclairs Group от 23 мая, в котором компания призвала других акционеров на собрании 5 июня освободить от занимаемых должностей Дэвиса и коммерческого директора Питера Диксона за убытки и падение стоимости компании. Крупнейший акционер отмечал, что за пять лет JKX потеряла 88% своей стоимости: ее капитализация снизилась с 838 млн. фунтов до 100 млн. фунтов, а цена акций – с 535,97 пенса до 58,75 пенса. Помимо этого, украинские акционеры указывали на значительное падение производства углеводородов и проблемы в операционной деятельности. К данной инициативе присоединилась и Glengary, что вызвало у других акционеров сомнения в отсутствии договоренностей между бизнесменами.

В результате руководство компании JKX лишило украинских бизнесменов, владельцев практически 39% акций JKX Oil&Gas, права голоса на собрании акционеров, и этот запрет стал именно той причиной, по которой бизнесмены судились с JKX. Eclairs Group назвала такое решение “драконовским” и принятым в собственных корыстных интересах, подчеркнув, что глава совета директоров JKX проигнорировал все призывы обсудить ситуацию. Компания вместе с Glengary Overseas обжаловала запрет на участие в собрании в суде, заседание которого было назначено на 22 июля.

Тем не менее, одним судом история не закончилась. 30 августа прошло еще одно заседание, в ходе которого всплыли новые подробности сотрудничества Коломойского и JKX. Согласно решению суда, JKX Oil & Gas в 2012 г. столкнулась с финансовыми проблемами и не могла рассчитывать на привлечение средств из обычных источников. В ходе процесса судья Манн, ведущий дело, отметил, что одно лишь наличие фамилии Коломойского из-за его “рейдерской” репутации в списке акционеров могло отпугнуть финансирующие компанию банки, что и спровоцировало финансовые проблемы компании. Некоторые банки открыто заявляли об этом, некоторые говорили об этом неофициально, другие же никак не высказывались по этому поводу, однако директора (не без оснований) воспринимали Коломойского как преграду к получению крупных инвестинстиций.

Однако совладелец Приватбанка Игорь Коломойский нашел выход из этой ситуации, и в 2012 г. предлагал руководству компании JKX Oil & Gas финансовую помощь в обмен на контроль над главным активом компании – “Полтавской газонефтяной компанией” (ПГНК), которая является одним из крупнейших частных добытчиков нефти и газа в Украине.

Исполнительный директор JKX Oil & Gas Пол Дэвис в августе 2012 г. отправился на встречу с Коломойским в Монако, чтобы узнать о возможности финансирования компании через “Приватбанк”.

“Коломойский согласился на это, но только если его доверенное лицо получит теневое управленческое назначение в должности генерального директора ПГНК. Гендиректор – авторитетная должность, и человек на таком теневом посту способен оказывать влияние на эту должность (и, несомненно, отчитываться лицу, которое его назначило). Дэвис выразил свою точку зрения, что правление JKX или акционеры не одобрят такое предложение, на что Коломойский находчиво ответил, что им не нужно знать об этом”, – говорится в решении суда.

И все же, несмотря на раскрытие таких подробностей, представители инвестиционной компании Коломойского и Боголюбова заявили, что они “в целом довольны постановлением суда”. Однако британское издание прогнозирует, что это не последнее заседание по делу JKX Oil & Gas, и стоит ожидать раскрытия новой информации. (Дело/Энергетика Украины, СНГ, мира)