Кабинет министров утвердил Энергетическую стратегию на период до 2030 г. еще в конце июля 2013 г. Однако ее окончательного текста нет до сих пор, что дает почву для слухов о коренной переработке данного документа, пишет “Капитал”.

Стратегия, определяющая вектор развития отраслей энергетики, была утверждена еще в 2006 г. Однако затем правительство решило доработать документ. Проект обновленной Энергостратегии был опубликован еще в 2012 г. и полтора месяца назад был принят на заседании Кабмина.

Представитель Министерства энергетики и угольной промышленности сообщил, что при принятии Энергостратегии Минэнергоугля и Министерству финансов было поручено в течение недели урегулировать разногласия относительно стратегии. “На сегодняшний день доработанный проект Стратегии… находится на подписи у премьер-министра Украины”, – сообщила пресс-служба Минэнергоугля и пообещала обнародовать документ после его принятия.

Проект энергетической стратегии предполагает снижение доли производства электроэнергии тепловыми электростанциями, работающими на угле, с 36,2% в 2010 г. до 32,6% в 2030 г. По словам заместителя директора по стратегии и развитию бизнеса ДТЭК Александра Селищева, сокращение доли угольной генерации в энергобалансе страны произойдет за счет расширения использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

“Зеленая” энергетика будет занимать 10% в общем объеме выработки электроэнергии уже к 2020 г. по сравнению с 1-2% в настоящее время. Но в абсолютном выражении производство электроэнергии на угле и добыча угля будут расти. Фактически стратегия закладывает реализацию европейских требований по развитию чистой генерации”, – считает Селищев.

Завотделом прогнозирования атомной и возобновляемой энергии Института общей энергетики НАН Украины Борис Костюковский раскритиковал увлечение украинскими властями “зеленой” энергетикой, отметив, что европейские страны уже начали ограничивать ее развитие, сочтя опасной для отрасли. “Испанцы просто объявили мораторий на ввод новых мощностей и резко снизили тарифы, Германия также снижает поддержку “зеленой” энергетики. Нужно ли нам набивать шишки самим, уже видя, что происходит вокруг?”, – отметил эксперт.

Опрошенные “Капиталом” эксперты раскритиковали проект, который, как ранее заявлял министр энергетики Эдуард Ставицкий, готовили специалисты его министерства и Национальной академии наук Украины. При этом координатором рабочей группы, занятой обновлением Энергостратегии, стал фонд “Эффективное управление” Рината Ахметова, который привлек к работе над документом компанию McKinsey.

По мнению ведущего научного сотрудника Национального института стратегических исследований Ольги Кошарной, в проект документа были изначально заложены некорректные данные. “Например, Энергостратегия опирается на прогноз ежегодного роста ВВП до 5%, тогда как общеизвестно, что в этом году такого роста не будет.

Прогнозируется ежегодный рост потребления электроэнергии на 2%, хотя в европейских странах уже доказано, что рост ВВП не приводит к росту потребления электроэнергии, если проводить политику энергосбережения”, – пояснила она.

Вопросы у эксперта возникли и по поводу разработчиков проекта обновленной Энергостратегии, предыдущий вариант которой создавался при участии Института общей энергетики Национальной академии наук. “Я экспертов фонда “Эффективное управление”, которые делали проект, не знаю. К разработке привлекли международную компанию McKinsey, но она очень далека от специфики рынка”, – считает Ольга Кошарная.

“Документ такого уровня обязаны разрабатывать министерства, а не фонд владельца компании, аккумулировавшей более 50?% установленной мощности тепловой энергетики. Государство должно находить на это средства, поскольку это его обязанность – осуществлять политику в этой сфере. Иначе это создает конфликт интересов”, – добавила она.

Костюковский считает, что предложенная в проекте новая модель энергорынка будет эффективна только для тепловой генерации. “Кроме того, эта модель также приведет к дальнейшему росту цен. В стратегии декларируется, что мы будем развивать возобновляемые источники электроэнергии и атомную энергетику, но сделать это параллельно невозможно”, – считает он.

Некоторые положения обновленной Энергостратегии, по мнению экспертов, уже откровенно устарели или их трудно выполнить в заявленные сроки. В частности, проект предусматривает отказ от перекрестного субсидирования в электроэнергетике до 2014 г. “Поскольку в проекте Стратегии двумя абзацами выше записано, что до 2012 г. (!) должна быть разработана Национальная программа теплообеспечения населения, положения которой должны напрямую влиять на ценообразование в электроснабжении, можно предположить, что заявленная до 2014 г. ликвидация перекрестного субсидирования будет невозможна”, – считает заместитель генерального директора EIRCenter Вадим Гламаздин. А по политическим причинам власти вряд ли пойдут на повышение тарифов для населения, добавил он. (Укррудром/Энергетика Украины, СНГ, мира)