Внутренние разборки помешали оставить в повестке дня работы парламента на текущую неделю законопроект о реформировании крупнейшего госхолдинга, который был разработан на основе договоренностей Украины и Евросоюза.

Изначально этот вопрос был поставлен в план работы Верховной Рады на 19 сентября. Депутаты намеревались рассмотреть правительственный законопроект о возможности передачи в аренду НАК “Нафтогаз Украины”. Но ближе к обеду 16 сентября председатель ВР Владимир Рыбак объявил, что поскольку документ не рассматривался на согласительном совете, то и в повестке дня его не будет.

Этому заявлению спикера предшествовали предостережения со стороны лидера фракции “Свобода” Олега Тягныбока. “Я сразу хочу предупредить, – отметил он на согласительном совете, – если не будет снят этот законопроект, мы оставляем за собой право апеллировать к украинскому обществу выйти под стены Верховной Рады и заблокировать работу парламента, и не дать возможность принимать этот антинародный закон, который приведет к краху украинской экономики”.

По словам Олега Тягныбока, данный законопроект еще не рассматривался в профильном комитете, и вывод юридического управления парламента по нему также отрицательный.

Но идею украинского правительства по реформированию НАК поддерживают зарубежные партнеры Украины, в частности, Брюссель и Вашингтон.

О том, что “Нафтогаз” ждут радикальные преобразования, заговорили еще при власти Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко. Однако в то время чиновникам так и не удалось приступить к расформированию сложной, спорной с точки зрения прозрачности и эффективности структуры НАК. Сейчас же и Президент Виктор Янукович, и премьер Николай Азаров нашли взаимопонимание в этом вопросе.

Реформирование НАК “Нафтогаз Украины” инициировал президент Виктор Янукович в 2011 г., когда поручил правительству подготовить программу по либерализации нефтегазовой отрасли отрасли для выполнения обязательств, которые взяла Украина в связи с присоединением к Договору о европейском Энергетическом сообществе осенью 2010 г.

Также существуют договоренности Киева и Брюсселя об адаптации украинского законодательства к законодательству ЕС в области энергетики. В соответствии с так называемым третьим энергетическим пакетом, принятым ЕС в 2009 г., “Нафтогаз” должен быть разделен на добывающую и транспортную компании. Также отдельная компания будет заниматься реализацией нефти и газа. Срок для внедрения норм третьей директивы – 1 января 2015 г.

Ранее Николай Азаров пояснял, что “Нафтогаз” прекратит свое существование, и Кабмин “работает над структурой сделки”. Чтобы повысить привлекательность украинского нефтегазового сектора для зарубежных инвестиций, правительство разработало и подало на рассмотрение в парламент законопроект о реформировании “Нафтогаза”, который подразумевает разделение госхолдинга на отдельные структуры по профилю деятельности. Министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий прогнозирует, что документ будет принят Верховной Радой до конца текущего года.

В правительстве отмечают, что либерализация нефтегазовой отрасли позволит ей развиваться в соответствии с рыночными тенденциями, будет способствовать привлечению зарубежных инвестиций в ее модернизацию и расширению инфраструктуры. Это укрепит энергетическую безопасность государства, усилит позиции Украины на международной арене, обеспечит дополнительные поступления в Госбюджет и создаст новые рабочие места.

Также принятие законодательства о либерализации нефтегазового рынка ускорит решение вопроса о модернизации газотранспортной системы страны.

Украина является крупнейшим транзитером российского газа в Европу. Наличие крупнейших подземных хранилищ газа на западной границе и реконструкция газовой магистрали являются залогом того, что Украина останется наиболее эффективным – дешевым, быстрым и надежным – маршрутом транзита российского газа в страны ЕС. По предварительной оценке Кабмина, соответствующие инвестпроекты потребуют не менее $5,5 млрд. инвестиций.

Некоторые эксперты отмечают, что от успеха реформирования “Нафтогаза” зависят перспективы евроинтеграции Украины, которая является приоритетом для украинских властей.

Но существует и другая точка зрения. Так, по мнению Владимира Омельченко из Центра Разумкова, правительственный законопроект о реформировании НАК и возможности приватизации его активов запускает очередной этап передела государственной собственности между украинскими бизнес-группами.

Законопроект №2937 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины с целью реформирования НАК “Нафтогаз Украины” был внесен правительством Украины 25 апреля 2013 г. В законопроекте Кабмин предлагает Верховной Раде снять запрет на приватизацию государственных предприятий, дочерних предприятий НАК “Нафтогаз Украины”, осуществляющих деятельность по транспортировке газа магистральными трубопроводами и хранению его в подземных хранилищах, а также предприятий, учреждений, организаций, образованных в результате их реорганизации. Кабмин также предлагает разрешить аренду объектов магистрального трубопроводного транспорта.

Ранее президент Виктор Янукович заявлял, что Украина рассматривает возможность передачи газотранспортной системы в аренду для обеспечения привлечения необходимых средств ее модернизации, содержания в надлежащем техническом состоянии и получения гарантий объемов транзита. Украинские власти ранее заявляли, что считают оптимальным создание трехстороннего консорциума с паритетным участием российских и европейских компаний, что позволит привлечь средства в модернизацию системы, повысить ее надежность и пропускную способность. (Экономические Известия/Энергетика Украины, СНГ, мира)