В Сирии повысились цены на бензин 75 до 100 сирийских лир за литр ($1-168 лир). Об этом объявил министр нефти и минеральных ресурсов Сирии Сулейман аль-Аббас. Однако, по его словам, это не значит, что правительство отказывается от политики субсидирования цен на горючее, поскольку реальная стоимость литра бензина в Сирии сегодня составляет 150 лир. Поэтому “государство ежемесячно вынуждено выделять до $400 млн., чтобы покрыть издержки нефтяной отрасли страны”, отметил аль-Аббас. По его словам, государству необходимо изыскать дополнительные средства для ремонта нефтепроводов и восстановления объектов нефтяной промышленности, которые были разрушены в результате терактов и боевых действий.

До начала войны в 2011 г. Сирия добывала 350-380 тыс. баррелей нефти, в основном с месторождения Дейр эз-Зор на востоке страны, из которых до 200 тыс. использовала для внутреннего потребления и 180 тыс. экспортировала через средиземноморский порт Баньяс в страны Европы. Сегодня нефтедобыча в стране, по официальным данным министерства нефти САР, едва превышает 20 тыс. баррелей нефти в сутки, что составляет около 5% от довоенного уровня, и Сирия вынуждена импортировать нефтепродукты из России и Ирана на сумму около $500 млн. в месяц. Ситуация с горючем в стране нормализовалась только после того, как Тегеран представил Сирии кредитную линию в размере около $3 млрд. на закупку нефтепродуктов. Кроме того, с марта 2011 г. в стране упала и добыча газа с 30 до 15 млн. куб. м в сутки.

Многие наблюдатели считают, что именно “газовый вопрос” и послужил спусковым крючком для развязывания против Сирии войны по всем фронтам. Подписанное в июле 2012 г. соглашение о строительстве магистрального нефтепровода Иран-Ирак-Сирия для последующих поставок газа в страны Западной Европы резко подрывало планы Катара, который сам намеревался поставлять в Европу газ через средиземноморское побережье Сирии, построив там свой газопровод, и тем самым, составив жесткую конкуренцию Газпрому на европейском рынке. Поскольку сирийское правительство эти планы Катара отвергло, Доха включилась сначала в информационную войну против Дамаска, а потом принялась за финансирование и поставки оружия исламским террористическим группировкам, у которых свои виды на Сирию – создание единого с Ираком суннитского шариатского государства с последующим расширением его границ вплоть до российских республик Северного Кавказа. (Итар-Тасс/Энергетика Украины, СНГ, мира)