Киев заявляет, что если “Газпром” подаст иск о компенсации за не выбранный Украиной в 2012 г. газ (цена вопроса – $7 млрд.), украинская сторона докажет абсурдность самих действующих газовых контрактов. По словам экспертов, Киев пытается выторговать у Москвы пересмотр контрактов. Взамен Украина откажется от евроинтеграции. Однако цена слишком высока, и в данном случае Россия, скорее всего, займет жесткую позицию. Премьер-министр Украины Николай Азаров в очередной раз пообещал отказаться от российского газа в перспективе.
Украинский премьер-министр Николай Азаров заявил 10 октября, что Киев готов доказывать в суде абсурдность действующего российско-украинского газового контракта.
“Если Россия считает, что мы чем-то его нарушили, то пускай она обращается в суд, – заявил Азаров в эфире телеканала “Россия 24″. – И вот там мы будем доказывать, что этот контракт – нонсенс для международного права, что он абсолютно абсурден”.
При этом украинский премьер подчеркнул, что контракт составлен таким образом, что выйти из него в одностороннем порядке Украина не может.
Действующий контракт был заключен еще в 2009 г. правительством Юлии Тимошенко. Именно за него она сейчас и расплачивается, находясь под стражей. По соглашению, в формуле цены на российский газ для Украины учитывается цена мазута и газойля за предшествующие девять месяцев. Причем для определения цены нефтепродуктов за основу был взят рынок Италии, где цены – одни из самых высоких в Европе. Контракт действует до 2019 г., и Азаров ранее неоднократно называл его условия “кабальными”.
В настоящее время цена российского газа для Украины составляет $407/тыс. куб. м, причем эта сумма уже включает скидку в $100, которую Украина получила в 2010 г. за продление срока пребывания российского Черноморского флота в Севастополе.
Что касается претензий России, то “Газпром” в начале текущего года заявил, что Украина нарушила контракт в части объемов отбора газа. По данным российской монополии, Киев недобрал газа на $7 млрд. (с учетом штрафных санкций), что должен был сделать по условиям take-or-pay (бери или плати), прописанным в контракте. Украинские власти в ответ официально заявили, что выплачивать неустойку не намерены.
Глава “Газпром экспорта” Александр Медведев, говоря в апреле о проблеме, отметил, что “Газпром” по контракту имеет право компенсировать объемы недобора, и процитировал фильм “Кавказская пленница”: “Либо я веду ее в загс, либо она ведет меня к прокурору”.
На сегодняшний день вопрос с долгом так и не решен. Представитель “Газпрома” был недоступен для комментариев. При этом непонятно, почему украинские власти заявляют, что готовы доказать абсурдность действующих контрактов только в случае судебного иска со стороны “Газпрома”, и что мешало им это сделать на протяжении стольких лет, если условия соглашения Киев считает кабальными.
Тем не менее, Москва уже предупредила Киев, что в случае одностороннего пересмотра газового договора Россия применит санкции. Об этом 10 октября вечером заявила пресс-секретарь российского премьер-министра Дмитрия Медведева Наталья Тимакова. “Любые попытки пересмотреть существующие газовые контракты между Россией и Украиной будут иметь вполне очевидные юридические последствия”, – цитирует Тимакову “Прайм”.
Заведующий сектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Агибалов говорит, что Украина не имеет каких-то перспектив в судебном разбирательстве – именно потому, что фактически закупает газ по “кабальному” контракту уже на протяжении пяти лет. “С другой стороны, “Газпром” тоже не торопится подать в суд за недобор газа”, – отмечает эксперт.
“Понятно, что “Газпром” физически не сможет получить с Украины $7 млрд., но и Украина не сможет доказать ничтожность контракта, – комментирует ситуацию профессор Высшей школы экономики, политолог Николай Петров. – Однако сейчас стороны перешли к взаимным угрозам”.
Петров связывает это с тем, что Украина сделала выбор в пользу интеграции с Европой и не захотела вступать в Таможенный союза. Соглашение об ассоциации с Евросоюзом должно быть подписано в ноябре в Вильнюсе на саммите “Восточного партнерства”. Политолог напомнил, что в случае с другими своими европейскими партнерами “Газпром” предпочел дело до суда не доводить и пойти на уступки (скидки либо изменения условий take-or-pay уже получили все контрагенты “Газпрома”, кроме Украины и Литвы. Причем с Литвой переговоры о снижении цены находятся в завершающей фазе).
“Монополия не хотела доводить дело до суда, когда вопрос касался проверенных партнеров и налаженных торговых отношений, – говорит Петров. – Но ориентация Украины на Европу Москвой расценивается как предательство, и, очевидно, здесь Россия готова идти до конца”.
В то же время, по словам Азарова, Украина не считает, что Россия оказывает на нее политическое давление. “Мы не хотели бы думать, что к такому стратегическому партнеру, как Украина, Россия может применять какие-то меры политического давления, – заявил украинский премьер. – Мы это исключаем”.
Кроме того, Азаров в очередной раз заявил, что Украина в ближайшие несколько лет может полностью отказаться от импорта российского газа, если контракт не будет пересмотрен. “При такой цене на газ мы сокращали и будем сокращать российский импорт, а в перспективе, и это не пустые слова, Украина вообще откажется от закупок газа по такой цене”, – заявил премьер-министр.
По его словам, на полный отказ от российского газа потребуется менее десяти лет.
“Украина начала торговаться в преддверии вильнюсского саммита, – говорит Сергей Агибалов. – Киев хочет получить преференции по газу в обмен на то, что Украина не будет вступать в ассоциацию с Европой. Однако серьезные скидки на газ, а тем более пересмотр основополагающих условий контракта – слишком большая плата за это”. По словам Агибалова, Россия сейчас демонстрирует скорее жесткую позицию и, очевидно, будет придерживаться ее и в дальнейшем. (Газета.Ru/Энергетика Украины, СНГ, мира)