Украина вновь демонстрирует, что может обойтись без российского газа: на этот раз речь идет о новом проекте на шельфе Черного моря. Тезис “газ из России не нужен Украине” не раз озвучивался украинскими политиками. В самом деле, газовый импорт из России сокращается, однако эксперты связывают это со спадом промышленного производства и считают, что в ближайшие 10-15 лет без газового импорта Киеву не обойтись.

Украина в ближайшее время может дать старт новому нефтегазовому проекту на шельфе Черного моря, заявил 17 октября премьер-министр Николай Азаров. Речь идет о совместной разработке месторождений с итальянской Eni и французской EdF. “В рамках указанного инвестиционного проекта объемом до $4 млрд. до конца текущего десятилетия ожидается увеличение ежегодной добычи нефти и газа на 2-3 млн. т условного топлива”, – сказал Азаров, не сообщив других подробностей.

О том, что Eni интересуется украинским шельфом, еще в сентябре говорил глава министерства энергетики и угольной промышленности Украины Эдуард Ставицкий. Кроме того, Киев планирует разрабатывать Скифскую нефтегазовую площадь, также расположенную на шельфе Черного моря. В августе прошлого года тендер на освоение Скифского участка выиграл консорциум в составе американской ExxonMobil (40%, оператор), британо-нидерландской Shell (35%), австрийской OMV (15%) и НАК “Надра Украины” (10%).

По оценкам украинского правительства, общие инвестиции в проект оцениваются в $10-12 млрд. Прогнозируемый ежегодный объем добычи газа – до 3-4 млрд. куб. м.

“Заявления Украины о новых газовых проектах – чистый пиар, направленный на повышение переговорной позиции, – комментирует заявление Азарова глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. – Украина пытается выторговать максимальное снижение цены на российский газ и пользуется каждым случаем, чтобы продемонстрировать, как она может без этого газа обойтись”. Симонов напомнил, что о разработке шельфа Киев заявляет уже не менее десяти лет, но до сих пор ни одного серьезного проекта реализовано не было. Даже если шельфом серьезно займутся, первый газ, по словам Симонова, будет получен в лучшем случае через семь-восемь лет.

Действующий сейчас между двумя странами контракт заключен до 2019 г.: по его условиям формула цены на газ учитывает цену на нефтепродукты с лагом за предшествующие девять месяцев. Причем за основу для расчета цены нефтепродуктов был принят рынок Италии, который традиционно считается одним из самых дорогих в Европе. В настоящее время цена российского газа для Украины составляет $407/тыс. куб. м. И это уже с учетом скидки в $100/тыс. кубов, которой в 2010 г. добился украинский президент Виктор Янукович в обмен на продление пребывания в Севастополе кораблей российского Черноморского флота (с 2017 г. по 2042 г.).

Официальный Киев неоднократно называл условия действующего контракта “кабальными” и требовал их пересмотра, подчеркивая, в частности, что даже для Германии российский газ оказался дешевле, чем для Украины, а ведь последняя расположена ближе к России.

В ходе переговоров, которые ведутся фактически с 2010 г., Москва ясно давала понять: цена для Украины может быть снижена лишь в случае ее вступления в Таможенный союз, либо если Киев передаст контроль над газотранспортной системой “Газпрому”, как это сделал Минск. Украину эти варианты не устроили.

Вместо этого Украина решила “добиваться энергетической независимости”. “Нафтогаз Украины” начал последовательно сокращать закупки российского газа. По условиям действующего контракта, Украина должна закупать ежегодно до 52 млрд. куб. м газа, минимальный объем отбора по условиям take-or-pay, “бери или плати”, составляет 33 млрд. кубов. Если эти объемы не будут выбраны, “Газпром” имеет право потребовать компенсации плюс штрафы в $2-3 млрд. – в зависимости от объемов, закупленных Украиной. В начале года “Газпром” уже заявил, что за неотобранный в 2012 г. газ Украина должна $7 млрд. Киев платить официально отказался, а в октябре Азаров сообщил, что, если “Газпром” подаст иск в международный суд, Киев в судебном порядке докажет абсурдность действующих контрактов. При этом ни та, ни другая сторона в суд обращаться не торопятся.

Азаров на прошлой неделе повторил, что, при существующих ценах, Украина продолжит сокращать потребление российского газа и даже готова вообще от него отказаться. Причем произойдет это в течение ближайших десяти лет. По его словам, десять лет – “это даже много”. “Я думаю, мы реализуем эту задачу при таких темпах повышения энергоэффективности, сокращения объемов потребления газа, перехода на альтернативные источники, введения в эксплуатацию своих собственных месторождений газа, увеличения добычи газа, я думаю, гораздо быстрее”, – сказал украинский премьер.

А на прошлой неделе во время переговоров Азарова с Дмитрием Медведевым советник украинского президента, посол Украины при Евросоюзе Константин Елисеев заявил, что стратегическая цель Киева состоит в том, чтобы быть полностью независимым от поставок газа из России. Он напомнил, что закупки российского газа снижаются: в марте, например, их не было вообще. По словам Елисеева, сейчас импорт газа из России составляет 25-27% от общего энергетического баланса Украины (ранее Россия обеспечивала около двух третей украинского газопотребления).

Правда, российский политолог Иннокентий Адясов объясняет сокращение закупок российского газа тем, что украинская металлургия и химическая промышленность (основные потребители) сейчас практически встали. “Украине не удастся полностью отказаться от российского газа”, – уверен Адясов. Другие проекты Украины, направленные на снижение зависимости от России (добыча сланцевого газа и шельфовые проекты), по словам политолога, не дадут нужных объемов.

“Сокращение производства наблюдается, как и во всей Европе, а также в России, – говорит, в свою очередь, глава альянса “Новая энергия Украины” Валерий Боровик. – Но о полной остановке речи не идет”. По его словам, из-за высокой цены Украина замещает российский газ за счет постепенного роста собственной добычи, а кроме того, внедряет энергоэффективные мероприятия. В перспективе строительство терминала по приему сжиженного природного газа (СПГ) и те же сланцевые и шельфовые проекты. “Это позволит в течение десяти лет отказаться от внешних закупок газа из России. Это возможно при кропотливой и стратегической работе”, – убежден Боровик.

Глава американской East European Gas Analysis Михаил Корчемкин отмечает, что теоретически Украина могла бы полностью отказаться от российского газа и за два-три года, заменив его среднеазиатским и азербайджанским. “Но этому мешает установленный Россией запрет на международный транзит (кроме как через Россию газ из Средней Азии и Азербайджана транспортировать невозможно)”, – говорит эксперт. По словам Корчемкина, в ближайшие 10-15 лет Украине в любом случае не обойтись без импортного газа. “А вот будет ли этот газ российским, будет зависеть от цены и других условий контракта”, – считает глава East European Gas Analysis. (Газета.Ru/Энергетика Украины, СНГ, мира)