25 октября страна присоединилась к трехсторонней декларации по строительству Адриатического газового коридора. После завершения проекта объемы импорта топлива могут увеличиться на 5-6 млрд. куб. м в год. Но для этого потребуются инвестиции в $100-120 млн., отмечают эксперты.
25 октября в Брюсселе в рамках заседания Совета Евросоюза министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий от имени Кабмина парафировал трехстороннюю декларацию об участии Украины в реализации проекта Адриатического газового коридора (АГК). Декларация была подписана с правительствами Хорватии и Венгрии. Ставицкий пояснил, что участие в АГК подразумевает покупку сжиженного газа, его перевалку на строящемся LNG-терминале на острове Крк в Хорватии и доставку через газопроводную систему Хорватии и Венгрии до границы с Украиной. Как рассказал “Ъ” источник в Минэнерго, по этому маршруту в Украину можно будет поставлять 5-6 млрд. куб. м газа в год.
По словам присутствовавшего на подписании еврокомиссара по вопросам энергетики Гюнтера Эттингера, все необходимые договоры между газотранспортными компаниями трех стран будут подписаны уже в ближайшее время. Заместитель министра иностранных дел Хорватии Йошко Клисович в свою очередь заявил, что новый газовый коридор позволит повысить безопасность энергопоставок в регионе. Особенно это важно в свете газового противостояния Украины и России – в Европе все еще помнят холодные батареи во время газовой войны 2009 г.
Строительство терминала по перевалке сжиженного газа на острове Крк стоимостью $800 млн. планируется завершить к 2017 г. Его максимальная мощность составит 15 млрд. куб. м газа в год. Проект реализует компания Adria LNG, 39,17% которой принадлежит немецкой E.ON Ruhrgas, 32,48% – австрийской OMV, 27,35% – французской Total и 1% – компании Geoplin.
Это не первая попытка Украины добиться диверсификации поставок топлива за счет сжиженного газа. Ранее заявлялось о планах принять участие в строительстве терминалов в Турции и Польше. Планировалось построить и собственный LNG-терминал в городе Южный (Одесская обл.) мощностью 10 млрд. куб. м в год. С последним проектом связан громкий скандал, произошедший в прошлом году. В конце ноября премьер-министр Николай Азаров в торжественной обстановке подписал соглашение о создании консорциума для строительства LNG-терминала якобы с представителями испанской Gas Natural Fenosa. Но уже на следующий день в компании заявили, что соглашения не заключали и не намерены вкладывать средства в этот проект. Fenosa подала в Высший суд Испании жалобу на некого Джорди Бонвехи, который от имени компании подписывал договор, и обвинила его в мошенничестве и подделке документов.
Член комитета Верховной рады по ТЭК Игорь Васюник отмечает, что подписание соглашения об участии в АГК связано с тем, что Украина ищет дополнительные возможности по диверсификации поставок газа в связи с проблемами, возникшими в переговорах о его реэкспорте из Словакии. Словацкий маршрут позволил бы нарастить поставки на 80 млн. куб. м газа в день – до 30 млрд. куб. м в год, но на данный момент разрешение на реэкспорт не получено. Словакия не может выдать его без согласия “Газпрома”, а тот в свою очередь блокирует поставки в Украину. “”Газпром” обязался прокачать через территорию Словакии около триллиона куб. м газа в 2008-2028 гг. на условиях ship-or-pay и пообещал стране скидку на газ, таким образом надолго сделав словацкие власти зависимыми от его позиции”,- констатирует старший аналитик ИК Dragon Capital Денис Саква.
Гендиректор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин отмечает, что даже если Украина доставит газ из Хорватии до границы с Венгрией, ей все равно придется расширять существующие мощности по реэкспорту и строить соединительные газопроводы – интерконнекторы. Более того, если построить новый короткий газопровод из Словакии и закольцевать действующие магистрали, то можно начать реэкспорт газа из этой страны в еще большем объеме, чем из Хорватии, говорит эксперт. “Если Украина хочет действительно добиться расширения поставок топлива из Европы, ей нужно инвестировать $100-120 млн. в строительство двух интерконнекторов на венгерском и словацком направлениях. Решить проблему другим способом вряд ли удастся, тем более что “Укртрансгаз” уже испытывал технические проблемы с реэкспортом газа”, – соглашается член комитета Верховной рады по ТЭК Сергей Пашинский. Так, с начала октября, когда температура в странах Европы резко понизилась, объем поставок газа из Украины в Польшу и Венгрию значительно вырос, в этих условиях фактически не осталось мощностей для реверса, и реэкспорт резко упал. (Коммерсант-Украина/Энергетика Украины, СНГ, мира)