Если 31 октября из Венгрии в Украину поступило 8,56 млн. куб. м природного газа, то с начала ноября поставки топлива по этому импортному каналу начали резко снижаться. За первые четыре дня ноября они сократились в среднем на 58%; при этом с 1 по 3 число суммарный объем “реверсного” газа из Венгрии составил 10,9 млн. куб. м. По данным сайта венгерской газотранспортной компании FGSZ Ltd, по состоянию на 4 ноября импорт газа в Украину составил всего 2,9 млн. куб. м. Это в три раза меньше максимальной пропускной способности “венгерской трубы на Украину”, которая в августе была повышена с 6,1 до свыше 9 млн. куб. м в сутки.

Газовый импорт из Венгрии в Украину осуществляют компании ВЕТЭК Сергея Курченко и ДТЭК Рината Ахметова. В пресс-службе ДТЭК нашему журналисту сообщили, что принципиальных изменений по импорту не произошло. “Месячные объемы поставки газа корректируются в зависимости от экономической целесообразности с учетом существующей волатильности газового рынка и валютных курсов”, – отмечается в ответе ДТЭК. Неофициально источник на рынке, близкий к компании, сообщил, что объемы импорта газа по венгерскому направлению “несколько сократились”, но точную информацию не привел.

В группе ВЕТЭК на соответствующий запрос Delo.UA не ответили. В пресс-службе компании-оператора украинских трубопроводных сетей – ПАО “Укртрансгаз” – предоставить комментарий к моменту публикации материала также не смогли.

Эксперты говорят, что к снижению украинского газового импорта из Венгрии могли привести ценовые причины. По словам сопредседателя Фонда энергетических стратегий Дмитрия Марунича, на спотовом рынке Европы наблюдается повышения стоимости “голубого топлива” из-за сезонного роста спроса на него. Он не исключает и того, что в Европе возникла определенная нехватка объемов газа вследствие большого количества сделок купли-продажи на споте.

По информации Central European Gas Hub AG (CEGH; расположен в столице Австрии), газовые цены на спотовом рынке с начала ноября повысились до $378,5/тыс. куб. м. В октябре они изменялись в пределах $350-370/тыс. куб. м. Кроме собственно стоимости газа, продолжает Марунич, украинские импортеры газа из Венгрии оплачивают еще и транспортный тариф – от $26,5 до $32/тыс. куб. м. В среднем, по этому тарифу уплачивается $30/тыс. куб. м.

С учетом приведенных цифр, по состоянию на 4 ноября стоимость европейского газа для наших импортеров составляла около $408,5/тыс. куб. м, что лишь немногим дешевле “голубого топлива”, импортируемого из РФ. Министр энергетики и угольной промышленности Украины Эдуард Ставицкий прогнозировал для IV квартала стоимость ресурса от “Газпрома” на уровне $410/тыс. куб. м.

В минувшем месяце Вадим Чупрун, заместитель главы правления “Нафтогаза Украины” (НАК также импортирует газ из Европы), отмечал: обязательное условие для организации реверсных поставок газа заключается в том, что он должен стоить меньше, чем топливо от “Газпрома”. В октябре это условие – в понимании руководства “Нафтогаза” – выполнено не было. С 1 по 25 октября в НАК не осуществляли импорт газа из Польши именно по причине “его дороговизны”. К ноябрю, видимо, к такому же мнению – уже относительно Венгрии – пришли и в частных компаниях-импортерах.

Директор энергетических программ Центра “Номос” Михаил Гончар прогнозирует, что в ноябре-декабре цена 1 тыс. куб. м газа на спотовом европейском рынке может дойти и до $500. “В связи с этим украинские компании, вероятно, будут сокращать объем импорта из-за отсутствия выгоды, как это было в октябре с “Нафтогазом” и польским направлением”, – говорит он.

По статистике “Укртрансгаза”, за январь-сентябрь из Европы в Украину поступило около 1,49 млрд. куб. м газа, из которых через Польшу – 809,2 млн. куб. м, Венгрию – 680 млн. куб. м. (За тот же период из РФ в нашу страну было поставлено, по данным той же компании, 19,7 млрд. куб м ресурса). В августе министр Ставицкий отмечал, что “планируется 2-2,5 млрд. куб. м газа импортировать из Европы в этом году”. С учетом октябрьского провала по польскому направлению импорта, и крайне неудачного начала ноября – по венгерскому – этот план рискует сорваться. Даже если в нем учитывались возможные объемы “частного реверса” газа. (Дело/Энергетика Украины, СНГ, мира)