Отношения между странами омрачает нерешенный вопрос о погашении Украиной долга в $5,269 млн. за поставленное 13 лет назад дизельное топливо.

В Киеве с официальным визитом находится президент Азербайджана Ильхам Алиев – впервые после переизбрания на пост главы государства на выборах, которые состоялись в прошлом месяце.

В украинскую столицу он прибыл по приглашению Виктора Януковича, чтобы обсудить “вопросы углубления украинско-азербайджанского политического диалога на высшем уровне, расширения двустороннего сотрудничества по приоритетным направлениям”. Об этом говорится в сообщении пресс-службы президента Украины. В нем также отмечается, что “важным элементом визита станет проведение четвертого заседания совета Президентов Украины и Азербайджанской Республики. Эта мера призвана способствовать дальнейшему наполнению стратегических украинско-азербайджанских отношений конкретным прагматичным содержанием”.

Почва для таких переговоров была подготовлена на прошлой неделе, во время 10-го заседания межправительственной украинско-азербайджанской комиссии в Киеве 13-14 ноября. С момента 9-го заседания прошло более двух лет – оно состоялось в апреле 2011 г.

Но, судя по повестке дня последнего мероприятия, основные акценты в торгово-экономических отношениях Баку и Киева не изменились. Среди них традиционно на первом месте значатся вопросы развития сотрудничества в сфере топливно-энергетического комплекса.

Прежде всего, это поставки нефти и газа на украинский рынок, транзит этих энергоресурсов в страны Евросоюза через украинскую территорию, совместная реализация инфраструктурных проектов, проектов в агропромышленном комплексе и машиностроении.

Кроме того, как сообщил собеседник в Министерстве иностранных дел Украины, Киев до сих пор не урегулировал вопрос о погашении задолженности перед Государственной нефтяной компанией Азербайджана в размере $5,269 млн. за поставленное в 2000 г. дизельное топливо госкомпании “Укрресурсы” (оно тогда понадобилось аграриям для успешного прохождения уборочной кампании).

В правительстве Николая Азарова признают, что этот долг мешает эффективному развитию сотрудничества между странами. Однако не спешат, как и предшественники, рассматривать варианты его погашения, хотя сумма в рамках межгосударственных отношений не заоблачная.

Очевидно, сейчас этому мешает дефицит средств в государственном бюджете – отечественная экономика никак не может выбраться из рецессии. Валовый внутренний продукт Украины в III квартале 2013 г. снизился на 1,5% по сравнению с III кварталом 2012 г. А в 2012 н. этот показатель, который достиг 1,4 трлн. грн., составил лишь 69,3% от уровня 1990 г. и не смог превзойти докризисный уровень 2008 г. ($175 млрд. против $179 млрд.).

В свою очередь, Баку в данный момент не настаивает на немедленной компенсации задолженности, и демонстрирует готовность обсуждать новые возможности для осуществления совместных проектов в энергетике с Украиной.

В частности, среди приоритетов Киева – строительство Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора, который включает в себя нефтепровод Одесса-Броды, для транспортировки каспийской нефти не только на украинский рынок, но и в страны ЕС.

По информации “i”, после того как Польша фактически отстранилась от реализации этого проекта, выдвинув свои требования к решению организационных вопросов, в Украине надеются при поддержке Азербайджана договориться с Брюсселем о привлечении европейских финансовых институтов к его финансированию.

Также Минэнергоуглепром Украины заинтересовано в организации поставок азербайджанской нефти на Кременчугский НПЗ, в котором НАК “Нафтогаз Украины” принадлежит 45% акций (основной акционер – группа “Приват”).

Еще один проект связан с использованием южной ветки нефтепровода “Дружба” для транспортировки легкой нефти на НПЗ в Чехии, Словакии и Венгрии через украинскую территорию. В данном случае Украина также надеется на поддержку Баку в переговорах со Словакией, чтобы в Братиславе не затягивали принятие решений, необходимых для организации транспортировки.

Актуальным для Киева остается и вопрос участия в проекте строительства Трансанатолийского газопровода (TANAP) для поставок азербайджанского газа, несмотря на то что в июне этого года министр промышленности и энергетики Азербайджана Натиг Алиев заявил, что Баку не заинтересован в этом.

“Трансанатолийский газопровод – это газопровод стран-участников и производителей газа. Я просто не вижу целесообразности участия Украины. Ведь страна – не производитель газа, а газопровод не проходит по ее территории”, – пояснил он.

Но украинские власти считают иначе и стремятся достигнуть договоренностей с Азербайджаном о возможном сотрудничестве в поставках газа с использованием будущей инфраструктуры TANAP, в том числе и по схемам замещения.

Кроме того, Кабмин лоббирует интересы украинских производителей труб, которые хотят подписать контракты на поставку труб большого диаметра, а также компрессоров и другого оборудования для нужд газопровода TANAP, который, как ожидается, будет построен к концу 2017 г.

Этот газопровод имеет для Азербайджана стратегическое значение. “Азербайджан получит доступ на газовый рынок Европы, что крайне важно для государства. Ведь запасы в Азербайджане достаточно велики”, – констатирует доктор экономических наук Сабит Багиров.

Он обратил внимание, что конкуренция на газовом рынке Европы нарастает: “В эту конкуренцию скоро подключатся и Соединенные штаты как поставщик сжиженного газа. Кроме того, есть ряд других стран, мечтающих повысить свою долю на газовом рынке Европы. К этому следует добавить меры ЕС по переходу на альтернативные источники энергии, разработки европейских запасов сланцевого газа, меры по энергосбережению”.

Поэтому доля Азербайджана в европейском потреблении газа благодаря TANAP может достичь лишь около 3%. “Но это будет начало, и потом уже – лет через 15-20, эти объемы можно будет наращивать”, – отметил эксперт.

Бывший уполномоченный президента Украины по энергетическим вопросам Богдан Соколовский считает, что Киев провалил переговоры об участии в TANAP. По его словам, фактический отказ Украине в участии в проекте, озвученный Натигом Алиевым, дает возможность Баку решить два тактических вопроса.

“С одной стороны, Азербайджан показывает власти в Украине, что он с ней на самом деле не считается, как это постоянно демонстрирует и Россия. А с другой стороны, Баку подыгрывает Кремлю, в частности, в контексте затяжного карабахского конфликта”, – отметил он.

Впрочем, проект TANAP может не быть реализован, поскольку его ресурсы окажутся невостребованы потребителями в ЕС. Как обратил внимание эксперт Геннадий Рябцев, предпосылки для такого развития события создают актуальные тенденции европейского газового рынка: Европа будет иметь избыток трубопроводных мощностей при очень незначительном объеме потребления газа, по сравнению с тем, который прогнозировался 5-10 лет назад.

При этом большинство европейских стран пытается сократить использование всех энергоносителей ископаемого типа: нефти, угля и газа, а также обращает внимание на сжиженный газ, нетрадиционные виды газа и альтернативную энергетику.

Что касается общих перспектив развития торгово-экономических отношений Украины и Азербайджана, то в настоящее время для их положительного развития складывается благоприятная ситуация.

“Думаю, что для Киева и Баку имеет большое значение поддержка на государственном уровне политических и экономических отношений, которые должны в итоге привести к конкретным результатам, а не остаться концептуальными планами на бумаге. И сейчас в обеих странах сложилась благоприятная политическая ситуация, способствующая успешному развитию межгосударственному сотрудничеству на разных уровнях и по разным направлениям”, – сказал соучредитель Киевского международного энергетического клуба Бурзу Алиев, экс-замминистра топлива и энергетики.

Азербайджано-турецкое межправительственное соглашение по строительству газопровода TANAP было подписано 25 июня 2012 г. в Стамбуле. По предварительным данным, строительство трубопровода протяженностью около 1750 километров должно начаться в конце 2014 г. и завершиться в начале 2018 г.

Его пропускная способность на первой стадии составит 16 млрд. куб. м газа в год, из которых 6 млрд. куб. м будут использоваться турецкими потребителями, а 10 млрд. куб. м – поставляться в европейские страны. На втором этапе планируется увеличение общего объема поставок до 24 млрд. куб. м. По предварительным оценкам, стоимость проекта – $5-6 млрд.

В настоящее время азербайджанская сторона обладает 80%-ной долей в проекте. Однако Госнефтекомпания АР заявила, что намерена снизить свой пай до 51% и ведет переговоры о представлении пая основным компаниям, которые имеют газовые ресурсы на азербайджанском секторе Каспия: BP, Statoil и Total. (Экономические Известия/Энергетика Украины, СНГ, мира)