В 2014 г. бакинская нефть не будет поставляться через Россию: “Транснефть” объявила о консервации трубы на границе с Азербайджаном, по которой в 2013 г. должно пройти около 1,5 млн. т. Переговоры о продлении транзита провалились. Азербайджан экспортирует нефть по трубе Баку-Тбилиси-Джейхан, где тарифы значительно ниже. “Транснефть” же потеряла 1-2 млрд. руб. потенциальных доходов – “Роснефть”, которая обсуждала с Баку вариант реверсной прокачки сырья из России, также не торопится заполнять трубу.
“Транснефть” приступает к консервации нефтепровода Ширвановка-Махачкала на границе с Азербайджаном, сообщил советник президента монополии Игорь Демин. Решение он объяснил тем, что в феврале 2014 г. заканчивается действие договора о прокачке азербайджанской нефти по трубопроводу Баку-Новороссийск, а новый документ так и не был подписан.
Активное обсуждение перспектив транзита нефти по трубопроводу Баку-Новороссийск началось в мае, когда из-за невыполнения Азербайджаном обязательств по объемам прокачки (около 5 млн. т в год) российское правительство расторгло соответствующее межправительственное соглашение. Тогда “Транснефть” заявляла о своей готовности транспортировать нефть на основе коммерческого договора, а госкомпания Азербайджана SOCAR сообщала, что продолжит транзит, если это будет экономически целесообразно. Так, SOCAR предлагала рассмотреть реверс поставок нефти, который был подкреплен подписанными в августе соглашениями с “Роснефтью” о возможном экспорте российского сырья в Азербайджан в рамках своповых операций. В “Роснефти” сказали, что “идет процесс обсуждения проектов между сторонами”, но, по словам источников “Ъ”, знакомых с ходом переговоров, стороны не смогли договориться по условиям поставок. В итоге Минэнерго так и не получило заявку на прокачку нефти по трубопроводу Баку-Новороссийск на 2014 г.
Демин пояснил “Ъ”, что основной причиной, по которой договор с Азербайджаном не будет пролонгирован, стал вопрос тарифа на транспортировку нефти. “Мы сообщили им (SOCAR) расчеты по тарифу в зависимости от объемов прокачки, но так и не получили каких-либо предложений по объемам”, – сказал он. По этим расчетам при текущем объеме прокачки 1,5 млн. т в год тариф мог составить 720 руб./т, при 1,8 млн. т – 700 руб., а при объеме 5 млн. т – менее 400 руб./т. Сейчас тариф составляет $16/т (около 524 руб. по текущему курсу). Официальных переговоров после предложения не последовало. По расчетам “Транснефти”, недополученная тарифная выручка от транспортировки азербайджанской нефти в 2012 г. составила более $40 млн. Сейчас основные объемы азербайджанской нефти поставляются на экспорт по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан мощностью свыше 50 млн. т в год. Из них SOCAR прокачивает около 29 млн. т (в 2010 г. тариф на прокачку для компании составлял около $5/т).
Объем перевалки нефти в Новороссийском порту, где заканчивается консервируемый нефтепровод, в 2013 г. был запланирован на уровне 111 млн. т, в 2012 г. он составил 110,8 млн. т, поэтому выпадающий объем в 1,5 млн. т кажется Надежде Малышевой из PortNews незначительным. По мнению Андрея Полищука из Raiffeisenbank, в порту выпадающих объемов, скорее всего, и не возникнет – направление премиальное (около $0,9 на баррель нефти), и нефтяники, в частности небольшие компании, которые пытаются получить доступ к трубе, могут “быстро ликвидировать возникшую дыру”. (Коммерсант/Энергетика Украины, СНГ, мира)