Емкость рынка экспорта украинской электроэнергии составляет порядка 5 млрд. грн. в год, поэтому дефицита желающих освоить эту нишу никогда не наблюдалось. Последние три года в этом секторе господствует группа “ДТЭК” Рината Ахметова, на которую приходится 100% экспортных поставок тока. В Европе считают, что такая монополия возможна только при создании дискриминационных правил игры, и пропустить это мнение мимо ушей официальный Киев не может. Ведь в 2011 г. Украина присоединилась к Европейскому энергетическому сообществу, тем самым обязавшись принимать все меры к адаптации своего законодательства к нормам Евросоюза.
Вектор необходимых стране реформ был задан в сентябре, когда заместитель директора секретариата Евроэнергосообщества Дирк Бушле официально сообщил о необходимости внесения изменений в правила распределения трансграничных мощностей для экспорта электроэнергии. По его словам, ключевой вопрос для обсуждения – это способ, которым “Укрэнерго” распределяет пропускную способность сетей. “В соответствии с действующими правилами получить доступ к этим мощностям очень сложно. Надеемся, что новые правила распределения, предусматривающие открытый, прозрачный и легкий доступ к межгосударственным электросетям, могут быть установлены в ближайшее время”, – сказал Бушле.
Киев не заставил себя долго ждать: 28 ноября вступили в силу изменения в Порядок проведения аукционов, где государство продает всем желающим доступ к межгосударственным линиям электропередачи. Отныне участнику торгов не нужно вносить крупный гарантированный взнос (сейчас достаточно предоставлять банковскую гарантию), а сумма залога для потенциального экспортера сокращена в 12 раз. Эти новшества действительно содействуют расширению круга участников торгов, что нашло подтверждение на прошлой неделе (10 декабря), когда был проведен первый аукцион по новым правилам. В нем кроме завсегдатаев – ООО “Востокэнерго” и ООО “ДТЭК Трейдинг” Р. Ахметова – приняли участие ГП “Укринтерэнерго”, ПАО “Донбассэнерго” и ООО “ТЭК”. Но формальное увеличение количества претендентов на эксплуатацию межгосударственных ЛЭП не изменило сути: 1,78 ГВт экспортного сечения за 810 тыс. грн. выкупил вышеупомянутый дубль компаний Ахметова, а также “Донбассэнерго”, которым владеют структуры давнего бизнес-партнера Рината Ахметова по компании “АРС” Игоря Гуменюка.
Пассивность потенциальных участников аукциона представители донецкого бизнесмена объясняют убыточностью экспорта электроэнергии. Как сообщили в пресс-службе ДТЭК, “экономический эффект обеспечивается только за счет вертикальной интеграции холдинга. Экспортные поставки электроэнергии позволяют компании загрузить генерирующие мощности и обеспечить дополнительную реализацию профицитного угля, а значит и стабильную работу энергетикам и шахтерам”. Правда, в таком случае непонятно, почему сейчас экспортом решил заняться Игорь Гуменюк. Ведь единственный угледобывающий актив этого бизнесмена – ООО “Краснолиманское”, которое добывает до 900 тыс. т угля в год, тогда как среднегодовое потребление угля станциями “Донбассэнерго” – больше 4 млн. т.
Возможно, продавать электроэнергию за рубеж не так уж убыточно. С одной стороны, по данным ДТЭК, цены на электроэнергию в Европе постепенно снижались начиная с первого квартала 2010 г. до второго квартала 2013 г., тогда как в Украине – росли. “Пиковая” электроэнергия в странах Центральной и Восточной Европы в ноябре стоила 52 евро за МВт-ч в Венгрии и 41 евро за МВт-ч в Польше. В Украине же прогнозная оптовая цена электроэнергии на ноябрь была утверждена в 73 евро за МВт-ч”, – сообщили в пресс-службе основного экспортера. С другой стороны, не следует забывать, что сейчас экспортеры имеют право закупать электроэнергию на внутреннем рынке для перепродаж за границей без учета дотационных сертификатов (занимают в структуре цены 30%). Кроме того, не совсем понятно, как на падающем рынке Украина за десять месяцев этого года, нарастив экспорт лишь на 2% (до 8,2 млрд. кВт-ч), ухитрилась заработать на 23% больше ($482 млн.), чем за аналогичный период прошлого года.
Что примечательно, ранее ДТЭК в 2013 г. планировала экспортировать почти 10 млрд. кВт-ч электроэнергии и тем самым использовать почти на сто % технический потенциал отечественной энергосистемы. Теперь формулировка изменилась – “объем экспорта до конца года будет зависеть от экономической целесообразности и технической возможности, в том числе результатов месячных аукционов по выкупу пропускной способности межгосударственных линий электропередачи”. Впрочем, эксперты не сомневаются, что техническая возможность у ДТЭК будет.
Несмотря на минимальные требования к потенциальному экспортеру (наличие лицензии на куплю-продажу электроэнергии от НКРЭ, а также энергетического идентификационного кода, по которому европейские системные операторы смогут установить поставщика), вряд ли на конкурсах в ближайшее время появятся новые участники. А если вдруг появятся, то, чтобы не допустить к аукциону любого нежелательного участника, госпредприятию “Укрэнерго” достаточно, например, отказаться от согласования с ним внешнеэкономического контракта или не утвердить техническое обеспечение купли-продажи тока. Почему в обновленных правилах за “Укрэнерго” сохранилось такое право – неизвестно. Зато известно, что ГП ныне возглавляет Петр Омеляновский, знакомый с менеджментом ДТЭК еще по работе в “Западэнерго”. Видимо, именно этот факт позволяет энергетическому крылу Ахметова строить далеко идущие планы: в прошлом году группа официально заявила о готовности инвестировать до 600 млн. евро в расширение экспортного потенциала Украины. В случае реализации задуманного объем продаж украинской энергии в Европу может быть вдвое больше нынешнего. Главное, чтобы головокружительные планы по развитию цепочки “уголь – электроэнергия – экспорт” не сыграли с Украиной злую шутку. Ведь к 2030 г. Евросоюз планирует сократить долю угля в структуре своей энергогенерации с нынешних 25% до 5%, а значит, это же требование распространяется и на нашу страну как члена Евроэнергосообщества. (Комментарии/Энергетика Украины, СНГ, мира)