О необходимости отделить в перспективе естественно-монопольные виды деятельности от конкурентных в системе ОАО “Газпром” заявлено в проекте Энергетической стратегии России на период до 2035 г., опубликованном Минэнерго 23 января. Такая мера предлагается с целью развития внутренних энергетических рынков.

Как полагают авторы документа, российский рынок природного газа нуждается в стимулировании независимых производителей, а также установлении недискриминационных правил доступа к инфраструктуре “Газпрома” для всех участников рынка. Стратегия предполагает ограничение монополистических тенденций на региональных рынках нефтепродуктов, для чего предлагается создать благоприятные условия развития независимых компаний в сфере хранения, оптовой и розничной реализации нефтепродуктов.

Вопросы о разделении направлений деятельности “Газпрома” поднимаются не в первый раз, в частности в апреле 2012 г. сообщалось, что компания планирует создать две компании в Европе, одна из которых будет продавать газ, вторая – его транспортировать. Идея была направлена на выполнение требований Третьего энергопакета Евросоюза.

Президент консалтинговой компании East European Gas Analysis Михаил Корчемкин выражал уверенность, что с точки зрения Третьего энергопакета разницы между “дочками” “Газпрома” нет, так как активами владеет и управляет сама головная компания.

Заведующий сектором экономического департамента Фонда “Институт энергетики и финансов” Сергей Кондратьев заявил тогда Центру энергетической экспертизы, что “Газпром” не является первопроходцем в вопросе разделения логистики и трейдинга. “Это можно рассматривать как прецедент в нашей российской практике. Но если посмотреть на некоторые западные компании, то они уже пошли по этому пути, хотя тоже сопротивлялись довольно долго мерам, предпринятым Еврокомиссией”, – отметил эксперт.

Раньше “Газпром” настаивал на том, чтобы сохранить подконтрольным весь свой бизнес в Европе в рамках одной компании. Однако позиция Еврокомиссии оказалась достаточно жесткой, отмечал Кондратьев. “Пример разделения, который близок нам, – это российская энергетика, когда формально ФСК не может владеть какими-то генерирующими активами и наоборот – генерирующие компании не могут владеть сетями. В данном случае этот принцип таит для «Газпрома» значительно большую угрозу, в то время как выделение из одной компаний нескольких и разделение их по видам деятельности не предполагает ощутимого урона для бизнеса”, – сказал он.

В апреле 2013 г. СМИ снова обсуждали вопрос разделения компании. По данным “Коммерсанта”, глава НК “Роснефть” Игорь Сечин и совладелец НОВАТЭКа Геннадий Тимченко активно выступили за разделение Газпрома на добывающую и транспортную компании. “Роснефть” намерена усилить свои позиции на газовом рынке, и это неминуемо отразится на положении “Газпрома”. (Центр энергетической экспертизы/Энергетика Украины, СНГ, мира)