Энергетическая стратегия Украины на период до 2030 г., текст которой обнародовало министерство энергетики и угольной промышленности, пресыщена сценариям, которые не дают ответа на вопросы: нужна ли диверсификация Украине, следует проводить и дальше широкую приватизацию в энергетике, на кого делать “ставку” – Россию или страны ЕС.
Одним из плюсов обновленной стратегии стала впервые проведенная оценка рисков снижения объемов транзита природного газа через украинскую газотранспортную систему в случае реализации “Газпромом” проектов строительства обходных газопроводов. Базовый сценарий проекта обновленной стратегии предполагает, что к 2030 г. транзит сократится на 30% (на 24-34 млрд. куб. м) по сравнению с показателем 2011 г. – до 70-80 млрд. куб. м. Пессимистический сценарий стратегии предполагает сокращение транзита газа через ГТС Украины до 30-40 млрд. куб. м, а оптимистичный – сохранение на действующем уровне около 100-110 млрд. куб. г.
Нефтяная отрасль также окружена пессимизмом. Не оправдались оптимистичные прогнозы загрузки украинской системы нефтепроводов, изложенные в стратегии образца 2006 г. Документ предусматривал увеличение загруженности системы нефтепроводов к 2010 г. – до 65 млн. т (фактически в 2010 г. – 29,8 млн. т, 2012 – 14,5 млн. т), а к 2015 г. – до 70 млн. т в год.
Нынешний вариант стратегии предполагает, что объемы транзита нефти через территорию Украины могут варьироваться в диапазоне от 5 (в пессимистическом сценарии развития) до 23 млн. т в год (в сценарии наиболее благоприятного развития экономики).
Для рынка добычи нефти ситуация более критическая. Даже при оптимистическом варианте объемы добычи нефти будут снижаться в 2015-2025 гг. и только к 2030 г. могут стабилизироваться на уровне 3,6 млн. т. В 2012 г. Украина добыла 2,3 млн. т нефти.
Относительно добычи газа, то стратегия дает больше шансов для Украины. Но получить дополнительные объемы газа Украина сможет только благодаря разработке шельфа, сланцевого газа и угольного метана. Иначе отрасль также ожидает спад добычи из традиционных источников до уровня 15 млрд. куб. м ежегодно.
В обновленной стратегии впервые учтен потенциал запасов нетрадиционного газа и представлен прогноз роста объемов его добычи на Украине. К 2030 г. совокупная добыча должна составить от 30 млрд. куб. м (пессимистический сценарий) до 47 млрд. куб. м (оптимистический). В базовом сценарии ожидается, что Украина сможет обеспечить около 90% внутреннего спроса на газ за счет собственной добычи до 2030 г.
Стратегия не дает ответа на вопрос о корпоратизации и возможной приватизации государственных компаний “Энергоатом” и “Укрэнерго”.
Также стратегия не дает однозначного ответа на вопрос: за какие средства будет осуществляться необходимая модернизация?
В стратегии нет внятного и конкретного объяснения, каким образом государству выстраивать отношения с крупнейшим ныне частным участником рынка энергетики компанией Рината Ахметова “ДТЭК”, российской компанией VS Energy, другими частными участниками рынка.
Часть стратегии посвящена возобновляемой энергетике, которая вызывает интерес у инвесторов и которую Украина уже сейчас успешно развивает. Украина взяла на себя обязательства перед европейским Энергетическим сообществом к 2020 г. нарастить использования энергии из возобновляемых источников до 20%. Доля возобновляемых источников энергии – ГЭС, малая гидроэнергетика, ветер, биомасса и солнце – в производстве электроэнергии возрастет до 11% к 2020 г. Ежегодный прирост мощностей электростанций прогнозируется на уровне 500-700 МВт до 2020 г. Сейчас этот сектор энергетики демонстрирует максимальный рост и приток инвестиций. Украина в 2013 г. ввела в эксплуатацию 539 МВт мощностей, работающих на возобновляемых источниках энергии, что на 50,6% больше введенных в 2012 г. мощностей.
На сегодня установленная мощность объектов возобновляемой энергетики составляет 1,2 ГВт. Мощности солнечной энергетики выросли за 2013 год с 371,6 МВт до 746,9 МВт, ветроэнергетики – с 275,7 МВт до 370,7 МВт, малой гидроэнергетики – с 73,5 МВт до 75,3 МВт, биомассы – с 4,2 МВт до 17,2 МВт. В планах Украины довести мощности возобновляемой энергетики до 2030 г. до уровня 22% или 17 ГВт.
Если сравнивать суммарные инвестиции в развитие энергетики Украины на период 2014-2030 гг., то в новой версии стратегии запланировано 1,7 трлн. грн. ($212 млрд. по курсу 8 грн. за доллар).
Особенно сократятся инвестиции в угольную отрасль, что объясняется тем, что стратегия нацелена на полную приватизацию в этой сфере. Опять же, что является выгодным для компании “ДТЭК”, которая фактически и курировала обновление стратегии. После приватизации угольных предприятий результат “ДТЭК” может вырасти до 60 млн. т добычи. Новая версия стратегии откровенно преследовала цель – защитить интересы электрогенерирующих предприятий (на основе угольных блоков), которые принадлежат компании “ДТЭК”.
Относительно диверсификации поставок газа, то в обновленной стратегии появился маршрут импорта газа из Азербайджана через газопровод “Белый поток” или в сжиженном виде через LNG-терминал. Остается непонятным, где взялся “Белый поток”, если его пока не то, что не существует, а нет даже группы стран, которые бы лоббировали его реализацию. К тому же полным ходом идет реализация турецко-азербайджанского “Трансанатолийского газопровода”.
Соответственно, очень скромно рассмотрен вопрос участия Украины в реализации проектов “Южного газового коридора”, в частности “Транснанатолийського газопровода”, “Траснадриатичного газопровода”. Не присутствует также анализ рисков для Украины от реализации этих проектов, а также возможной вред от “Южного потока” как составляющей российской энергетической политики.
Новая стратегия признала, что ГТС Украины потеряла статус эксклюзивного транзитера. И фактически провозглашает, что нынешний курс Украины – это создание консорциума по управлению ГТС с привлечением России или ЕС.
Непонятным остается “пассивность” стратегии относительно перспектив реализации проекта строительства LNG-терминала для обеспечения Украины сжиженным газом. Ведь этот проект, несмотря на свою скандальность, остается одним из вариантов диверсификации поставок газа в будущем и конкуренции с “Газпромом”.
В обновленной стратегии отсутствует анализ перспектив сотрудничества с Россией в сфере транзита природного газа, нефти и сотрудничества в атомной сфере, в частности построения новых ядерных блоков. Не присутствуют вопросы защиты внутреннего рынка поставок газа от потенциальной экспансии “Газпрома” и других российских или международных компаний.
Стратегия должна была предусматривать анализ рисков от воздействия и экспансии соседних стран на энергетику Украины. Ведь Россия заинтересована в создании газотранспортного консорциума, участия в достройке двух блоков Хмельницкой АЭС. “Газпром” заявлял об интересе своего дочернего предприятия “Газпром сбыт Украина” в электрической генерации Украины, тепловой энергетике, розничной продажи топлива через АЗС.
Компании Shell, Chevron, ExxonMobil проводят активную деятельность по разработке нефтегазоносных пластов Украины и рассматривают возможность организации поставок газа из Украины в ЕС.
Все перечисленные факторы позволяют сделать вывод, что стратегия является “переходной” и требует уже сейчас срочного пересмотра. (Юрий Корольчук, эксперт Института энергетических стратегий для Центра энергетической экспертизы/Энергетика Украины, СНГ, мира)