Украинскому рынку топлива угрожают серьезные трудности. 13 февраля сразу две компании, импортирующие бензин и дизель в страну, заявили о проблемах с прохождением таможенного контроля – румынская “Ромпетрол” и “Белорусская нефтяная компания” (БНК). В компаниях отмечают, что в связи с остановкой растаможки их продукции они рассматривают возможность переориентации поставок в другие страны.
“Ромпетрол-Украина” уже не впервые сталкивается с таможенными неприятностями. В ноябре 2012 г. в течение месяца поставщик не мог решить вопрос оформления своей продукции. Тогда здесь высказывали недовольство из-за нерастаможки грузов, сейчас компания рассматривает возможность отзыва нерастаможенных танкеров с нефтепродуктами из Херсонского порта. С похожими проблемами столкнулись и поставщики белорусского топлива. Источник ИА “Интерфакс-Украина” в украинском представительстве “БНК” сообщил, что в связи с приостановкой поставок эта компания намерена переориентировать топливо на балтийские порты. От официального комментария в “БНК-Украина” отказались. Еще один крупный поставщик моторных топлив в Украину – польско-литовский концерн Orlen. В компании не сообщили о каких-либо таможенных проблемах, но источники Delo.UA отмечают: 13 февраля не было подачи деклараций от этой компании, поэтому ситуация прояснится “со временем”.
Эксперты говорят, что приостановка (даже частичная) импорта грозит украинскому топливному рынку существенным дефицитом. Как утверждают в консалтинговой компании “А-95”, украинский рынок моторного топлива на 80% зависим от поставок топлива из-за рубежа. По данным Госстата, в 2013 г. украинцы потребили 9,9 млн. т светлых нефтепродуктов. Около трети от этого количества пришлось именно на румынское и белорусское направления. В прошлом году, по оценкам “А-95”, от румынской компании поступило 0,35 млн. т бензина, а 0,9 млн. т бензина и 2 млн. т дизельного топлива было поставлено из Беларуси.
В этой истории есть еще один существенный нюанс – валютный. В связи с ограничениями на транзакции со стороны Нацбанка Украины, введенными 6 февраля постановлением №49, импортеры топлива не смогли рассчитаться за поставки. Еще 10 февраля Ассоциация операторов рынка нефтепродуктов Украины отметила возникновение финансовых проблем. “Начало действия нового порядка приобретения валюты и последующих расчетов с зарубежными контрагентами может привести к непредсказуемым последствиям, включая дефицит топлива и неконтролируемый рост цен”, – заявил тогда глава ассоциации Леонид Косянчук.
“Рынок неделю не закупает топливо, так как согласно новым правилам покупки валюты с прошлого четверга [6 февраля] никто не может заплатить за поставки, а ближайшие торги ожидаются в понедельник, 17 февраля”, – сообщил Сергей Куюн, директор “А-95”. Он говорит, что в совокупности проблемы на таможне и новые правила валютного регулирования приведут к усугублению ситуации: “Все это создает предпосылки для возникновения ресурсных проблем накануне сезона активного потребления”.
Локальные производители нефтепродуктов спасти ситуацию смогут вряд ли. В 2013 г. украинские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), по данным Министерства энергетики и угольной промышленности, выпустили всего 1,9 млн. т светлых нефтепродуктов – в 1,5 раза меньше, чем годом ранее. При этом возможный запуск Лисичанского завода в компании “Роснефть” планируют не ранее лета, а Одесский НПЗ, входящий в группу ВЕТЭК, с марта может остановиться на ремонт.
Сценарий, который обрисовывают профильные аналитики, пессимистичен: если в ближайшее время “бензиновая блокада” не прекратится, рынок ожидает нехватка топлива. “Мы уже видим перерыв в поставках, и сколько он еще продлится, неизвестно”, – подчеркивает Куюн. По его словам, если хотя бы в одной крупной сети возникнут перебои, это приведет к тому, что все украинские АЗС начнут поднимать цены.
Удешевление гривни относительно американского доллара уже привело к подорожанию моторных топлив в розничных сетях. По оценкам компании UPECO, с 6 по 13 февраля средняя стоимость бензина марки А95 на отечественных АЗС увеличилась на 0,27 грн./литр до 11,04 грн./л, дизельного топлива – на 0,25 грн./л до 9,81 грн./л Приостановка импорта этот ценовой рост может лишь подстегнуть.
В украинских Министерстве доходов и сборов и Министерстве экономического развития и торговли 13 февраля объяснить причины таможенных проблем импортеров топлива затруднились. (Дело/Энергетика Украины, СНГ, мира)