С приходом нового-старого главы в Министерство энергетики и угольной промышленности, учитывая первые обещания Юрия Продана, энергосектор ждут сложные времена. Поскольку ситуация в нем далека от идеала, новоиспеченному министру придется решить ряд безотлагательных вопросов и принять некоторые непопулярные меры. С учетом того, что с декабря 2007 г. до начала 2010 г. он уже занимал эту должность, проблем с “вниканием” в ситуацию у него не будет. Но за последние несколько лет украинская энергетика обросла рядом проблем, требующих срочных действий.
Газовый вопрос
По мнению отраслевых экспертов, первоочередная задача Продана – решение проблем с расчетами потребителей газа с НАК “Нафтогаз Украины” и, как следствие, ликвидация задолженности перед российским “Газпромом”. Внутренняя задолженность потребителей перед компанией по состоянию на 17 февраля составляла 23,5 млрд. грн. ($2,47 млрд. по курсу НБУ на 27 февраля), при этом сам НАК все еще не смог заплатить российскому поставщику за часть газа, полученного в 2013-2014 гг., $1,64 млрд. Здесь эксперты усматривают грядущие трудности для нового министра. “Простое повышение тарифов на газ не поможет улучшить финансовое состояние НАК, необходимо разработать программу, включающую в себя разделение плательщиков на различные категории, выделение целевых льгот малоимущим, а также их монетизацию”, – отмечает сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. С ним соглашается энергоэксперт и бывший пресс-секретарь НАК Валентин Землянский: “необходимо реформирование внутреннего рынка газа, включающее в себя поэтапное увеличение тарифов на газ до экономически обоснованного уровня”. При этом он подчеркивает, что в качестве максимальной планки для стоимости отпуска ресурса можно взять цену на российский газ в $268,5/тыс. куб. м, действующую на I квартал 2014 г.
При этом новому министру необходимо еще параллельно готовиться к грядущим переговорам в Москве, посвященным подписанию ежеквартальной цены на газ. В сохранении столь же низкой стоимости ресурса, как и сейчас, аналитики весьма сомневаются. Землянский указывает на то, что “московская” программа-минимум для Продана – сохранить цену на нынешнем уровне, а максимум – добиться пересмотра газовых договоренностей, подписанных в 2009 г. По мнению Марунича, Продану будет достаточно сложно искать рычаги давления на “Газпром”, поскольку для российских газовщиков он – “неизвестное” в украинско-российском газовом уравнении. В связи с этим, предполагает эксперт, стоимость ресурса может вернуться на более высокий уровень – $370-$390/тыс. куб. м (по данным Министерства доходов и сборов, в 2013 г. газ обходился в $400-$430 за тот же объем). “Это повлияет на финансовый баланс “Нафтогаза”, терпящего миллиардные убытки (за 9 месяцев предыдущего года предприятие получило 10,75 млрд. грн. ($1,13 млрд.) чистого убытка), и негативно отразится на украинской промышленности”, – говорит он. Из этого проистекает и следующий важный шаг нового руководителя Минэнерго – повторное поднятие вопроса реструктуризации “Нафтогаза” с разделением по функционалу и возможной последующей приватизацией “дочек” компании, что позволит НАК снизить долговую нагрузку.
Энергореформа: быть или не быть?
В энергетике и угольной промышленности для министра тоже открыто широкое поле деятельности. При этом реформы министра должны коснуться двух взаимосвязанных между собой отраслей – угледобычи и генерации электроэнергии (э/э). В пресс-службе энергохолдинга ДТЭК Рината Ахметова сокрушаются, что ситуация с расчетами за поставленный ток не лучше, чем за газ. По данным компании, на 1 января 2014 г. объем долгов потребителей за электроэнергию вырос до 13,5 млрд. грн. ($1,42 млрд.).
“Если в срочном порядке не решить проблемы с оплатой за э/э, это может привести к энергетическому коллапсу, от чего пострадают все отрасли экономики”, – подчеркивают в холдинге. По мнению энергоэксперта Сергея Дяченко, тарифы нужно повышать не только на газ, но и на энергоснабжение.
“Сейчас в платежах за э/э около 25% стоимости приходится на государственные дотации. Для обеспечения бесперебойного функционирования всей системы необходимо повысить тариф для населения (сейчас составляет 0,28-0,36 грн./кВт-ч) до экономически обоснованного уровня, а также решить вопросы с внедрением стимулирующего тарифообразования для энергопоставляющих компаний, что также позитивно скажется на финансовом балансе энергосектора”, – объясняет он. В ДТЭК при этом дополняют тезис эксперта необходимостью снятия перекрестного субсидирования гражданского сектора промышленным, имеющим тариф на э/э более 1 грн./кВт-ч. “Промышленные предприятия уже не могут нести груз дотаций за население, которые растут с каждым годом и в 2013 г. составили 39 млрд. грн. (свыше $4 млрд.). Эта проблема была актуальной и 2009-2010 гг., но не была решена”, – напоминают в компании Ахметова.
При этом эксперты советуют новому министру не забывать о необходимости реформы оптового рынка электроэнергии. Согласно принятым Украиной обязательствам при вступлении в Европейское энергосообщество, рынок тока требует существенного “опрозрачнивания”. В октябре прошлого года Верховная Рада приняла закон о либерализации этого сектора и он вступил в силу с 1 января текущего года. Впрочем, однозначной оценки этого документа нет – представители и симпатики атомной и гидрогенерации, находящейся в собственности государства (“Укргидроэнерго” и НАЭК “Энергоатом”), отмечают неравноправие, возникающее благодаря новой системе работы рынка э/э. “Если не пересмотреть некоторые положения этого закона, государственные генкомпании окажутся в сложном положении”, – размышляет сопредседатель Фонда энергетических стратегий.
Угольная отрасль также нуждается во внимании нового министра. Дмитрий Марунич считает, что Продану необходимо начать с приватизации государственных шахт, которые являются существенной нагрузкой для украинской казны. На текущий год для покрытия убытков госсектора от разницы в себестоимости добычи сырья и его товарной цены из бюджета выделено 13,3 млрд. грн. ($1,4 млрд.). “Приватизация же позволит выручить средства от продажи и значительно снизить дотационные расходы”, – резюмирует эксперт.
Евроинтеграция в энергетике
Кроме чисто отраслевых проблем, в значительной доработке нуждается и “бумажный” нюанс. Так, директор энергетических программ центра “Номос” Михаил Гончар высказывает мнение о необходимости стандартизации энергетического законодательства в соответствии с европейскими нормами. Эксперт уверяет, что этот шаг позволит решить сразу несколько проблем одновременно – подстраховать экспортеров электроэнергии благодаря возможной синхронизации украинской энергосистемы с европейской, и обезопасить газовый сектор через внедрение Третьего энергопакета ЕС, предусматривающего существенную диверсификацию поставщиков топлива и снижение зависимости от российского “Газпрома”.
Есть и еще один шаг, в срочной необходимости которого уверены практически все энергетические эксперты. “Сейчас необходимо успокоить западных партнеров в проектах по добыче нетрадиционного газа – Shell и Chevron – и разработке шельфовых запасов топлива (консорциум компаний во главе с ExxonMobil). Договоры не должны иметь обратной силы”, – утверждает Валентин Землянский.
Выполнит или не выполнит новый министр этот ряд необходимых действий – покажет время. Впрочем, даже при существующих бурных социальных настроениях, после назначения новый глава Минэнерго все же сообщил о том, что в новом правительстве намерены повысить столь долго сдерживаемые тарифы на газ. (Дело/Энергетика Украины, СНГ, мира)