Для промышленных потребителей природного газа могут снова изменить тарифы.
Энергетики пролоббировали идею о сезонном повышении цен на газ. По их мнению, зимой цены на газ должны повышаться значительно, а летом – лишь на уровень инфляции. Объявленная цель такого сезонного подхода – стимулирование потребителей к энергоэффективности. Необъявленная цель – извлечение дополнительной прибыли. Далеко не каждый потребитель сможет сократить потребление газа зимой – и энергетики окажутся в плюсе. Вчера представители Минэнерго назвали такое предложение рациональным и сообщили о проработке деталей. Пока неизвестно, распространится ли сезонное ценообразование только на промышленность, или оно затронет и население. Эксперты предупреждают, что в числе основных жертв энергетического лобби окажутся химическое производство, нефтеперегонка, металлургия.
В Минэнерго вчера назвали рациональным предложение энергетиков привязать ценообразование на газ ко времени года. «Здравый смысл в этом предложении есть, сейчас ведем работу. Есть плюс с точки зрения пересмотра пиковых нагрузок. Сейчас нужно взвесить это во взаимосвязи с транспортом и хранением газа», – заявил замглавы Минэнерго Кирилл Молодцов.
Сделать цены на газ сезонными предложил в конце января этого года глава НОВАТЭКа Леонид Михельсон. Как он пояснял, зимой в условиях жесткого регулирования цены на газ нужно поднимать значительно, а летом – не более чем на уровень инфляции. Эта мера могла бы простимулировать потребителей к энергоэффективности. В качестве примера Михельсон привел Костромскую и Челябинскую области. Там потребление газа летом составляет около 750 млн куб. м, а зимой – уже более 2 млрд куб. м.
Минэкономразвития прописало в своем прогнозе, что газ для промышленных потребителей подорожает в течение 2014 года на 7,6% по сравнению с 2013-м, а для населения за этот же период он подорожает на 10,2%. Как повлияет на рост тарифов зимняя надбавка, коснется ли она только промпроизводителей или распространится в том числе на население – пока не сообщается.
Эксперты не удивлены стремлением энергетиков пролоббировать сезонный подход к ценообразованию, ведь он будет им выгоден. «Предложение варьировать цены на газ в зависимости от сезона весьма оправдано для поставщика природных ресурсов. Увеличение цен в период высокого спроса зимой покроет недополучение прибыли во время спада спроса в летний период», – описывает ситуацию финансовый аналитик Lionstone Investment Services Ltd Александр Гришанов.
Хотя переход на сезонное ценообразование может создать энергетикам и некоторые дополнительные трудности. Энергетикам придется задуматься о переводе своих предприятий в режим цикличной, сезонной работы. И это не столь простая задача. «Наиболее разумно будет немного снизить скорость добычи. Это может повлечь за собой рост рыночной цены вследствие уменьшения количества поставляемых ресурсов и сократит издержки на изменение организационной структуры добычи, – говорит Гришанов. – В идеале избыток добываемых в несезон ресурсов можно аккумулировать для последующего опустошения при повышении спроса. Насколько это можно реализовать – спрогнозировать сложно, так как многое будет зависеть от производственных возможностей компании».
Но главной жертвой сезонного ценообразования будут, естественно, потребители газа. «С точки зрения потребительского рынка это в первую очередь негативно отразится на стоимости жилищных услуг, где потребление природного газа достигает наибольшего объема. Также введение сезонных цен может несколько негативно отразиться на химической промышленности, что, в свою очередь, потенциально окажет влияние на машиностроение и металлургическое производство», – описывает последствия Гришанов.
«Наибольший ущерб от значительного повышения цен на газ зимой понесут предприятия с теплоснабжением на основе природного газа. Также сезонные цены на газ негативно отразятся на отраслях, использующих газ в технологии. Например, нефтеперегонка, металлургия, химические предприятия, которые используют газ в качестве сырья», – поясняет аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева.
Теоретически промышленные предприятия, потребители газа, могли бы учесть сезонное ценообразование и сокращать объемы производства тогда, когда газ дороже, компенсируя спад производства в тот период, когда топливо будет дешевле. Однако далеко не каждое предприятие сможет так подстроиться. Ведь объемы производства зависят прежде всего от спроса на продукцию, которому цены на газ не указ. Логично, что точно так же не смогут сокращать пусть даже и сезонно потребление газа те отрасли, которым по технологии производства необходим именно газ.
«Сезонные вариации смогут позволить себе те предприятия, чьи продажи не зависят от сезона. И в тот период времени, когда газ будет для компании дешевле, она может изготовить продукцию с избытком, про запас – чтобы в период, когда газ дороже, производить меньше и реализовывать накопленный на складах товар», – говорит Анна Кокорева. Под сезонное ценообразование смогут подстроиться прежде всего производители бытовой химии, косметических товаров (см. xwoman: отзывы о Дешели), предметов домашнего обихода. (ng.ru/ Энергетика Украины, СНГ, мира)