Как-то даже не по-кремлевски с газом в 2014 г. Только 4 марта Путин, Медведев и глава “Газпрома” Миллер озвучили намерение пустить в ход крапленую “газовую” карту в Украине. Но уже 5 марта выложили “ядерного”, по их мнению, видимо, ферзя или туза (в какую игру они играют, но то, что это небезопасно и для РФ, вполне понятно). Хотя все это объяснимо: оккупация Крыма заняла все мысли российского президента. Заняла настолько, что он сам себе стал противоречить.
Показательный пример. В ходе пресс-конференции “для своих” 4 марта Путин сначала заявил, что на территории Украины возникло новое государство, “а с этим государством мы никаких обязывающих документов не подписывали”. Это когда речь шла о гарантиях, в частности, целостности государства Украина, которые наряду с Великобританией и США Украине предоставила и Российская Федерация – согласно Будапештскому меморандуму от 1994 г.
Но тут же президент Кремля заявил, что даже “эта” Украина должна выполнять перед РФ свои обязательства. Это когда спросили об оплате и транзите российского газа в Украину и через ее территорию. К слову, вопросов к транзиту российского газа по газотранспортной системе (ГТС) Украины ни у кого нет. В том числе и у “Газпрома”.
Это одна из причин, по которой россияне сразу не схватились за вентиль, чтобы прекратить газопоставки в Украину. И не стали сразу кричать на весь мир, что это только Украине отключили подачу газа, а так как она “ворует” газ из транзитного газопровода, то страдают покупатели “газпромовского” товара в Европе. Это и мы, и Европа уже слышали и проходили. Но кто знает, чего от россиян в такой ситуации можно еще ожидать?
Зато нас уже предупредили, что декабрьские договоренности о цене газа для НАК “Нафтогаз Украины” в $268,5/тыс. куб. м на второй квартал, т. е. с 1 апреля, не продлят. Мол, даже по “скидочным” ценам “Нафтогаз” не платит. По российской версии, просроченная задолженность Украины за газ составляет $1,53 млрд. А если и в феврале НАК не расплатится, то сумма долга подберется уже к $2 млрд. (Для начала с “Нафтогазом” следует разобраться, как это он умудрился за полгода задолжать почти $2 млрд.?)
Отказ “Газпрома” пролонгировать действие декабрьского (2013 г.) дополнительного соглашения, позволяющего снизить цену газа для “Нафтогаза”, был предсказуем. Сравнительно низкая цена на “газпромовский” газ – это был сыр в мышеловке, если еще кому-то не понятно. Ведь оговорка в допсоглашении о том, что коэффициент “k” применительно к цене газа – исключительно договорное условие, если хотите, добрая воля “Газпрома” (разумеется, в обмен на то, что россиянам интересно) как раз и предполагает, что в какой-то момент воля “Газпрома”, а точнее, Кремля по отношению к “Нафтогазу” и Украине перестанет быть “доброй”. Очевидно, такой момент и наступил.
Не потому ли РФ готовится одолжить Украине еще $2-3 млрд. – для оплаты накопившегося газового долга, чтобы мы покрепче увязли в долговой трясине?
Оно, конечно, почти как в народной поговорку – лишившись головы, по волосам не плачут. И понятно, что у правительства Украины сегодня есть дела поважнее, чем вести затяжные переговоры с “Газпромом”. Но переговоры хотя бы надо начать. Не оставлять же грехи “попередникив” потомкам.
Логично предположить, что далее в отношениях “Нафтогаза” и “Газпрома”, как и в 2013 г., будет действовать контрактная формула с базовой ценой газа $450/тыс. куб. м. Плюс привязка к нефти и нефтепродуктам (“контракт Тимошенко-Путина”). Но на сегодняшний день это еще не факт.
Хочет того “Газпром” или нет, а договариваться с “Нафтогазом” и Украиной ему все равно придется. Если он намерен получить долги и не потерять украинский рынок сбыта своего газа. И окончательно не разругаться с ЕС, Еврокомиссией и покупателями российского газа, т. е. если не хочет резко снизить свою долю на европейском рынке газа и, соответственно, доход.
ЕС и Еврокомиссия формально и неформально уже являются и посредниками, и отчасти гарантами Украины в переговорах с “Газпромом”. Еврокомиссар по вопросам энергетики Гюнтер Оттингер во вторник после заседания Совета ЕС (министров энергетики 28 стран – членов ЕС) заявил: “Мы можем помочь Украине стать менее зависимой от России. В прошлом году мы делали реверсивные поставки. Украина получала газ из Польши и Германии через реверсные поставки. Технически, следовательно, это возможно и сейчас. То же касается и Венгрии. И Словакии также”.
“Цель не в том, чтобы отказаться вообще от российского газа, а чтобы российский газ стоил столько, сколько должен стоить. Есть газ из Норвегии, Алжира, Азербайджана, терминалы для приема сжиженного газа, сланцевого газа. Если мы скажем России, что можем получать газ отовсюду и из разных источников, то тогда россияне будут более покладистыми, чтобы снизить цену на свой газ для Европы до мирового уровня и чтобы не было привязки цены на газ к цене на нефть”, – цитирует еврокомиссара УНИАН.
В тот же день в телефонном разговоре с главой Минэнергоугольпрома Юрием Проданом еврокомиссар Гюнтер Оттингер заверил министра в поддержке инициативы Украины в вопросах диверсификации поставок природного газа из Европы.
В свою очередь, германская RWE в рамках подписанного соглашения с “Нафтогазом Украины” заявила о возможности поставлять газ в Украину, если “Газпром” сократит объем поставок из России. В ноябре 2012 г. RWE начала поставлять газ в Украину через Польшу, с марта 2013 г. – через Венгрию. Однако в 2014 г. “Нафтогаз” сообщил о намерении импортировать только “газпромовский” газ из-за его дешевизны. Все реверсные поставки были прерваны…
Г. Оттингер подтвердил готовность ЕК оказать поддержку новому правительству в реформировании энергосектора и интеграции энергетики Украины в энергетические рынки ЕС.
Это тем более важно по той причине, что правительство Украины намерено “срочно возобновить переговоры между Украиной и Европейским инвестиционным банком о финансировании проекта модернизации и реконструкции магистрального газопровода Уренгой-Помары-Ужгород.
19 марта в Брюсселе у главы Минэнергоугольпрома Ю. Продана будет возможность продолжить переговоры о подписании Меморандума о понимании относительно реверсных газопоставок газа из Европы в Украину, а также об энергобезопасности ЕС и Украины.
Но главное помнить, что вся международная поддержка, включая обещаемую финансовую, – это только поддержка. И она возможна в случае, если мы сами:
– будем следовать своим обязательствам, в частности по гарантиям транзита энергоносителей через территорию Украины в Европу;
– выполнять взятые на себя обязательства по имплементации евроэнергопакетов;
– найдем приемлемый способ расплатиться с “Газпромом” и больше не позволим ему этим фактором шантажировать “Нафтогаз” и правительство;
– откажемся от “газовых скидок”, в частности харьковских “для Януковича”, от 21 апреля 2010 г.;
– пересмотрим или вообще расторгнем контракт купли-продажи газа между “Нафтогазом Украины” и “Газпромом” от 19 января 2009 г.;
– диверсифицируем маршруты и источники энергообеспечения;
– увеличим добычу углеводородов в Украине, в том числе на шельфе Черного моря, а также газа из сланцевых пород и метана из угольных пластов;
– будем развивать нетрадиционные виды энергопроизводства;
– станем эффективно внедрять энергосберегающие технологии;
– согласимся с тем, что платить за все придется по полной цене;
– будем экономить каждый киловатт электроэнергии и кубометр газа, переориентируем экономику страны на низкоуглеродную модель развития, как в развитых государствах ЕС.
Словом, затянем пояса потуже. В свое время Балтийские государства похожий период пережили. Это было очень непросто. Нам предстоит это сделать более чем 20 лет спустя. (Зеркало недели/Энергетика Украины, СНГ, мира)