Индонезийские топливные субсидии к настоящему времени достигли критической отметки, превысив суммарные расходы на здравоохранение, образование, оборону и социальную защиту. Несмотря на прошлогоднее повышение цен на горючее, ситуация в стране продолжает усугубляться.
Societe Generale опубликовал статистику, согласно которой в 2012 г. субсидии на топливо обошлись правительству Индонезии примерно в $18 млрд., или 2,2% ВВП против запланированных $13,7 млрд. В 2013 г. цены на нефть оставались почти неизменными, но рупия значительно обесценилась, в результате чего субсидии стоили властям $25 млрд., что было на 25% выше запланированных $19,3 млрд.
С 1967 г. Индонезия тратит значительные суммы на поддержание низких розничных цен на бензин, дизельное топливо и керосин, стремясь к защите покупательной способности бедных слоев населения. Но устаревшая система субсидирования ложится тяжелым бременем на бюджет страны, и теперь по данной статье расходов Индонезия находится на третьем месте в мире.
Более того, с 2004 г. Индонезия является нетто-импортером нефти, и ожидается, что в 2018 г. стоимость ее импорта достигнет рекордных $63,5 млрд. по сравнению с $40,4 млрд. в настоящее время, а значит расходы правительства на поддержание политики также вырастут. Топливные субсидии уже достигли 20,9% расходов центрального правительства против 14,5% в 2006 г.
В прошлом году индонезийские власти повысили цены на топливо, после превышения потолка дефицита бюджета на 3%, но результаты были незначительными, как в 2005 г. и 2008 г.
Эксперты считают, что Индонезии разумнее было бы сделать акцент на увеличении инвестиций в разведку и добычу нефти, что позволило бы снизить расходы на ее закупку за рубежом. Также страна могла бы наращивать производство биодизеля из пальмового масла, которое там осуществляется с 2006 г. Сейчас почти весь производимый биодизель уходит на экспорт, так как на внутреннем рынке его розничная цена превышает цену стандартного дизельного топлива.
Похоже, что политическая ситуация и впредь будет вынуждать индонезийские власти идти по накатанному пути, а именно, поддерживать цены на топливо за счет значительных субсидий. (Пронедра/Энергетика Украины, СНГ, мира)