Как стало известно “Ъ”, российское правительство обсуждает новую схему возможных поставок иранской нефти России. Минэнерго выберет уполномоченную компанию, которая будет заниматься этими операциями, ею, скорее всего, станет зарегистрированный в России трейдер. Но неясно, что будет происходить с иранской нефтью дальше: не определены ни маршрут ее поставок, ни возможные покупатели.
Россия и Иран достигли прогресса в переговорах о поставках российских товаров в обмен на иранскую нефть в преддверии снятия санкций с Тегерана, сообщило 3 апреля Reuters со ссылкой на источники, близкие к переговорам. Общая сумма контракта может составить $20 млрд. В правительстве РФ от комментариев отказались. Источники “Ъ”, близкие к нему, говорят, что “переговоры продолжаются, пока до конкретных решений далеко”, подтверждая планы по закупкам 500 тыс. баррелей иранской нефти в день (около 70 тыс. т).
Но, как отмечает один из собеседников “Ъ”, изменилась схема поставок. По одному из обсуждавшихся вариантов, приобретателем нефти могла стать “Роснефть”. Теперь же в Минэнерго собираются выбрать уполномоченную компанию-трейдера. “Это будет зарегистрированная в России компания, не работающая на мировых рынках в отличие от “Роснефти”. То есть инструментов давления на нее не будет”, – поясняет собеседник “Ъ”. По неофициальной информации, переговоры с Ираном в Минэнерго курирует Российское энергетическое агентство (РЭА), его с начала года в статусе и. о. возглавляет бывший первый зампред ВЭБа Анатолий Тихонов. В Минэнерго 3 апреля от комментариев отказались.
Переговоры между Россией и Ираном активизировались в конце прошлого и начале этого года (см. “Ъ” от 16 января). Москва считает, что сделка с Ираном не нарушит введенные в отношении Тегерана международные санкции. Но Россия подписалась только под санкциями Совбеза ООН, а односторонние ограничения, принятые США и Евросоюзом, считает противозаконными.
Некоторые из западных санкций с Ирана были недавно сняты, когда Тегеран согласился частично приостановить свою ядерную программу. Ирану с 1 февраля начали открывать доступ к его активам, замороженным в иностранных банках. Если противоречия вокруг иранского атома удастся разрешить к середине июля, то и оставшиеся санкции будут со временем отменены. Но в целом чиновников не очень интересуют последствия санкций, говорит другой собеседник “Ъ”. “Иранцы предлагали отдавать нефть в Африке, но в Москве сказали, что не видят проблем, если забирать ее и из Ирана”, – поясняет он. Но пока не определена и номенклатура товаров, на которые может обмениваться нефть. Как говорили источники “Ъ”, одним из возможных участников сделки может быть “Ростех”, в госкорпорации 3 апреля от комментариев отказались.
В феврале глава Минэнерго Александр Новак говорил, что “рассматриваются различные варианты увеличения торгового оборота между нашими странами”. Посол Ирана в России Мехди Санаи говорил в интервью “Ъ”, что стороны “договариваются насчет объема поставок, конкретные показатели будут зависеть от того, куда и как будет поставляться нефть”. По его словам, Россия предложила ряд вариантов места назначения и маршрутов.
По словам источников “Ъ”, наделение “Роснефти” статусом уполномоченной компании было лишь одним из вариантов: она поставляет нефть Китаю – крупнейшему импортеру иранской нефти. Но от этого отказались, так как у компании есть крупный международный бизнес. Не определено и куда пойдет нефть. “Физически забрать эти 500 тыс. баррелей будет очень сложно”, – говорит один из источников “Ъ”. Собеседники “Ъ” отмечают, что основные месторождения Ирана далеко от Каспийского моря, “но и для поставок через Каспий нет инфраструктуры”. Надежда Малышева из Portnews отмечает, что мощностей такого объема на Каспии нет. Осуществлять поставки через Керченский пролив смогут только танкеры объемом до 5 тыс. т, а этого недостаточно, кроме того, там плотный трафик, отмечает эксперт. Единственным вариантом Малышева считает экспорт через Азербайджан, но там Ирану придется построить приемные мощности.
Один из источников “Ъ” подчеркивает, что России было важно закрепить за собой хотя бы часть объемов иранской нефти. “Теоретически есть вариант экспорта нефти в Китай через Казахстан, но будет трудно договориться с казахскими партнерами, которые заинтересованы в собственных проектах”, – говорит собеседник “Ъ”. Источники “Ъ” среди трейдеров скептически оценивают возможность появления иранской нефти на российском рынке. “Поставлять ее в Европу будет невозможно, это риски для компаний, – говорит он. – У России есть колоссальные нефтяные ресурсы, и зачем еще нужна иранская нефть, не ясно, да и цена из-за сложной логистики будет высока”. (Коммерсант/Энергетика Украины и стран мира)