Новый газопровод, который пройдет по Каталонии до французской границы, позволит транспортировать газ из Испании в другие европейские страны. Сейчас в Европе есть 21 регазификационный терминал, из них семь находятся в Испании. Испания готова обеспечить газом Европу в случае прекращения поставок из России.

По мере того, как накаляется обстановка вокруг Украины, а президент Владимир Путин предупреждает своих европейских коллег о возможности возникновения новой “газовой войны”, все больше стран Евросоюза обращают свой взор на Испанию.

Дело в том, что королевство занимает важное стратегическое положение на мировом газовом рынке. Испания – это своего рода окно в Европу и может стать газовой альтернативой России для Евросоюза.

Газ поступает в Испанию по двум газопроводам из Алжира. Кроме того, сжиженный природный газ (СПГ) завозится специальными судами – морскими метановозами. В семи СПГ-терминалах газ преобразуется обратно в газообразное состояние, чтобы затем его пустить в газопроводы.

В случае полного или частичного отключения подачи российского газа на Украину возникнут серьезные проблемы в таких странах, как Германия, Швеция, Финляндия, Чехия, так как примерно 30% необходимого газа импортируется из России.

В такой ситуации Испания смогла бы компенсировать недостающий газ за счет поставок сжиженного природного газа и его последующей переработке на испанских регазификационных терминалах. В настоящее время крупные регазификационные терминалы есть во Франции, Бельгии, Голландии, Греции и Турции.

Испания могла бы снабжать Европу газом по двум соединительным газопроводам, но у них небольшая пропускная способность. Так, например, газопровод, проходящей по территории Наварры, имеет мощность около 5,2 млрд. куб. м газа. Для сравнения, подводный газопровод Magreb имеет мощность 12 млрд. куб. м газа, подводный газопровод Medgaz – 8 млрд. куб. м газа.

Вот почему премьер-министр Испании Марьяно Рахой на саммите Евросоюза, который состоялся 21 марта, вновь поставил вопрос о строительстве новых газопроводов и линий электропередач для диверсификации поставщиков энергоносителей.

Для испанского правительства приоритетным направлением является строительство нового газопровода мощностью в 7 млрд. куб. м газа вдоль средиземноморского побережья в Каталонии, который получил название Midcat. С вводом его в эксплуатацию удастся связать алжирские газовые месторождения Hassi R’mel с центральной частью Европы.

Проект активно обсуждался до европейского долгового кризиса, однако в 2010 г. его реализация была отложена на неопределенный срок из-за финансового кризиса.

По словам президента газовой компании Fenosa Сальвадора Габарро, “кризис в Украине предоставил Испании уникальную возможность – стать альтернативным источником поставок газа в Европу и задействовать на полную мощность существующие в стране газопроводы и регазификационные терминалы. Мы располагаем широко разветвленной инфраструктурой. Единственное, что необходимо сделать сейчас, это объединить существующие газопроводные сети Испании и Франции”.

Сальвадор Габарро высоко оценил решение Евросоюза в ближайшее время начать строительство газопровода Midcat, что позволит в значительной степени снизить зависимость от России.

Пока будет строиться новый газопровод – а ввести его в строй планируется в 2017 г. – существует отличная возможность загрузить на полную мощность регазификационные терминалы в Испании. В настоящее время они используются только на 20%, а недавно введенный в строй седьмой регазификационный терминал Musel в Хихоне практически стоит без работы.

Загрузка на полную мощность существующих газопроводов и регазификационных терминалов позволит увеличить приток финансовых средств в государственную казну. Следует отметить, что испанские регазификационные терминалы используется не только для разгрузки морских метановозов, но и для их загрузки.

В прошлом году испанские регазификационные терминалы приняли 223 метановоза, а также загрузили 52 судна для перевозки СПГ. Это составляет 52% от общего мирового объема транспортировки сжиженного природного газа.

В основном отгрузка СПГ осуществлялась в азиатские страны – Японии и Южную Корею, а также в Бразилию и Италию.

Существующие на территории Испании регазификационные терминалы могут также быть использованы для хранения сланцевого газа, поставки которого планируется осуществлять из США. Как ожидается, первые суда со сланцевым газом из США прибудут в Европу уже в следующем году.

Две крупнейшие газовые испанские компании Fenosa и Endesa уже подписали с американскими компаниями Corpus Christi и Sabine Pass контракты на поставку сланцевого газа в период с 2016 г. по 2018 г.

По мнению члена торговой палаты США Стивена Юла, Испания может стать лидером по поставкам сланцевого газа из США в Европу.

Сейчас морские просторы бороздят десятки метановозов. Первым судном для перевозки сжиженного природного газа стал переоборудованный сухогруз Marlin Hitch постройки 1945 г., в котором свободно стояли алюминиевые танки с внешней теплоизоляцией из бальсы. Сухогруз был переименован в Methane Pioneer и в 1959 г. совершил свой первый рейс с 5000 куб. м СПГ из США в Великобританию.

Самые большие суда могут перевозить до 260 тыс. куб. м сжиженного природного газа.

Метановозы загружаются у специально построенных причалов – отгрузочных терминалов СПГ. Природный газ при охлаждении до минус 160 градусов превращается в жидкое состояние и уменьшается в объеме примерно в 600 раз. Перед поставкой непосредственно потребителю СПГ возвращают в первоначальное газообразное состояние на регазификационных терминалах. Для “разогрева” газа используется обычная морская вода.

Судно для перевозки СПГ объемом в 140 тыс. куб. м можно разгрузить за 14 ч, и уже через четыре часа природный газ дойдет до потребителя. Для сравнения: природный газ, добытый в Алжире или Марокко, поступает европейском потребителям через 50 дней. (ИноСМИ/Энергетика Украины и стран мира)

Добавить комментарий