В российской нефтяной отрасли состоялась крупнейшая сделка со времени покупки “Роснефтью” ТНК-ВР: бывший глава госкомпании Эдуард Худайнатов, ушедший в частный бизнес, выполнил завет Игоря Сечина “развивать новые амбициозные проекты в ТЭКе” и объединил активы в СП с Alliance Oil семьи Бажаевых. Общая стоимость СП может составить до $6 млрд. Независимая нефтегазовая компания Худайнатова получит в СП 40%, сам топ-менеджер станет гендиректором. Но эксперты считают, что группа “Альянс” и Муса Бажаев в будущем выйдут из нефтяного бизнеса и сосредоточатся на платине.
Группа “Альянс” и Независимая нефтегазовая компания (ННК) подписали соглашение о создании СП, сообщили “Ъ” в обеих компаниях. “Альянс” внесет в него свою нефтекомпанию Alliance Oil, а ННК – активы в Саратовской области и на Таймыре. “Альянс” получит в СП 60%, ННК – 40%, а экс-президент “Роснефти”, владелец ННК Эдуард Худайнатов займет должность гендиректора. Президент группы “Альянс” и Alliance Oil Муса Бажаев будет президентом СП. “Модель управления позволит максимально использовать управленческий опыт Эдуарда Худайнатова, который будет осуществлять оперативный контроль и управление предприятиями”, – заявили в компаниях.
Ресурсная база СП оценивается в 500 млн. т нефтяного эквивалента (н. э.), текущий объем добычи – 3,5 млн. т н. э, за три-пять лет планируется его удвоить. Объем переработки Хабаровского НПЗ, входящего в Alliance Oil, после реконструкции и подключения к ВСТО должен увеличиться с 5 млн. до 6 млн. т. Сейчас завод занимает более 30% на рынке Дальнего Востока.
СП намерено продолжать бизнес Alliance Oil с иностранными партнерами: ей принадлежит 51% в СП с Repsol, куда внесены “Татнефтеотдача”, “Санеко” и “Евротэк”; CП с Shell владеет около 200 АЗС на Украине и еще 20 АЗС в Крыму.
Alliance Oil сама была создана при слиянии НК “Альянс” с West Siberian Resources Дмитрия Босова в 2008 г. Компания до последнего момента категорически опровергала слухи о своей продаже, но возможность будущих сделок косвенно подтверждал делистинг на Стокгольмской бирже в конце 2013 г., когда группа “Альянс” потратила около $1,2 млрд. на выкуп примерно 55% акций нефтекомпании у миноритариев. Чистая прибыль Alliance Oil по итогам 2013 г. из-за курсовых разниц снизилась до $65 млн. ($421 млн. в 2012 г.), добыча составила 3,2 млн. т н. э. В группу также входит и “Русская платина”. Источники “Ъ”, близкие к ней, говорили о планах по активному развитию в этом направлении, на что “нужны средства и время”.
ННК создана в 2013 г. Эдуардом Худайнатовым, которого считают приближенным к президенту “Роснефти” Игорю Сечину. Худайнатов возглавлял “Роснефть” в 2010-2012 гг., после прихода туда Сечина остался первым вице-президентом до августа прошлого года. В течение этого времени ННК получила контроль над рядом активов в Саратовской области и Красноярском крае.
Интерес к Alliance Oil был у ННК давно, говорит источник “Ъ”, близкий к компании. Она изучала и другие проекты, например “Севергазнефтепром” и “Севергеологию” в Ненецком АО (по 50% в компаниях у “Татнефти” и структур Николая Богачева), а также принадлежащий “Норникелю” “Таймыргаз” (Пеляткинское газоконденсатное месторождение). Кроме того, ННК была одним из возможных претендентов на Марийский НПЗ, который перешел к банку ВТБ за долги. К 2018 г. ННК планировала добывать около 1 млрд. куб. м газа в год, планы по нефти неизвестны.
Оценить соответствие вклада сторон в СП полученным долям аналитики не берутся. Если у Alliance Oil была хоть какая-то биржевая оценка ($3,7 млрд. до делистинга), то данных по активам ННК слишком мало. Исходя из оценки Alliance Oil общая стоимость активов СП могла составить около $6 млрд., а доли ННК – $2,4 млрд., но эти цифры мог скорректировать высокий уровень долга компании семьи Бажаевых ($1,6 млрд.). Андрей Полищук из Raiffeisenbank отмечает, что Alliance Oil хочет развиваться на рынке газа, а ее ожидания от крупнейшего нефтяного проекта – Колвинского месторождения – оказались завышенными, так что пришлось пересматривать уровень добычи. Для ННК объединение активов с Alliance Oil создаст плацдарм для развития и позволит выйти на рынок переработки, проектов на котором не так много, отмечает аналитик. Он не исключает, что со временем конфигурация СП может измениться и группа “Альянс”, например, решит полностью сосредоточиться на бизнесе “Русской платины”. (Коммерсант/Энергетика Украины и стран мира)