В том, что терминал сжиженного природного газа (СПГ) в Литве будет построен, уже почти никто не сомневается. Актуален другой вопрос – кто будет покупать его продукцию? Литовские политики утверждают, что терминал укрепит энергетическую независимость страны, но успех проекта будет зависеть от многих факторов. Вот некоторые из них.
Во-первых, международный рынок СПГ менее предсказуем, чем рынок обычного природного газа. Все мы хотим получить более дешевый продукт, но таковым он станет лишь в том случае, если предложение превысит спрос. Как сказано в исследовании, проведенном международной аудиторской компанией Ernst&Young: “Однако ожидается, что рост спроса на СПГ будет еще существеннее, в особенности до 2020 г. Несмотря на значительный разброс в оценках, большинство отраслевых аналитиков и экспертов сходятся в том, что ежегодный рост составит около 5-6%”. При этом с предложением все неоднозначно.
Возможно, ситуацию мог бы изменить экспорт сжиженного сланцевого газа из США. Президент Литвы Д. Грибаускайте по этому поводу высказалась так: “Я надеюсь, что, может быть не сразу, но особенно когда через 2-3 года американский сланцевый газ появится в Европе, мы будем очень довольны тем, что Литва первая из страны Балтии и в регионе построила СПГ терминал”. Но вряд ли американцы захотят сильно сбить цены на газ и потерять прибыль. Как показывает анализ Ernst&Young, после 2018 г. мировой спрос на СПГ начнет превышать предложение, и возможно появятся новые мощности по сжижению газа, но утверждать, что это точно снизит цену, все равно не стоит.
Так что – и дальше будем покупать газ у “Газпрома”? Как отметил представитель Конфедерации промышленников Литвы В. Янкаускас, “по моему мнению, по определенному объему газа нужно подписать долгосрочный контракт на 5-10 лет”. Если это стучится и вместе с тем Литва получит скидку, куда мы денем такой же по цене или даже более дорогой газ из терминала?
Можно покупать такое количество “голубого топлива”, которое гарантировало бы рентабельность его работы. Однако при этом Литва планирует активно стимулировать использование биотоплива, особенно в тепловом секторе. Как указано на сайте biokuras.lt, “в 2020-2025 гг. целых 75% тепла в централизованной системе теплообеспечения будет произведено за счет использования местных ресурсов. (…) Потребление биотоплива, по сравнению с 2011 г., увеличится вдвое”.
Вывод прост – литовский СПГ терминал будет вынужден экспортировать свою продукцию, иначе он столкнется с проблемой экономического выживания. И хотя считается, что в первую очередь он будет работать на внутреннем рынке, мысль об экспорте становится все более осязаемой. Только вопрос – куда и как экспортировать (ведь для этого нужна соответствующая трубопроводная инфраструктура)?
Теоретически литовский терминал мог бы стать региональным. Его газ могла бы покупать, например, Латвия. Однако ее премьер-министр Л. Страуюма в ходе своего визита в Литву не смогла сказать, будет ли ее страна делать это, даже если литовский газ будет дешевле газпромовского.
Советница Д. Грибаускайте Й. Нелюпшене озвучила другой вариант: “Корабль и весь терминал могут предложить почти 4 млрд. куб. м газа в год. По сути он может обеспечить газом не только Литву, но и весь регион. Если должным образом развить энергетическую инфраструктуру, на что уже запланированы и средства Европейского Союза, он сможет обеспечить газом даже Финляндию”. Однако Эстония и Финляндия уже подписали протокол о намерениях, предусматривающий строительство газопровода “Balticconnector” между двумя странами и двух СПГ терминалов.
В случае реализации проекта газопровода, который соединит Литву и Польшу (GIPL), продукцию клайпедского СПГ терминала, по мнению литовской президентуры, смогут покупать поляки. Тем не менее, непростые политические отношения между странами могут осложнить сотрудничество в газовой сфере, уже не говоря о том, что Польша успешно покупает газ у России, инвестирует в добычу сланцевого газа и сама строит СПГ терминал.
Еще можно заполнять сжиженным газом корабли и продавать его мелким потребителям с использованием грузовых автоцистерн…
Находясь в Южной Корее на церемонии инаугурации корабля, который должен стать литовским СПГ терминалом, Д. Грибаускайте заявила: “Это исторический день для Литвы. Корабль с красивым символическим именем “Независимость” является реальным шагом в сторону нашей энергетической независимости и безопасности. Это означает, что у нас есть альтернатива, и больше никто не сможет шантажировать нас высокими ценами на газ, посредством энергетики оказывать влияние на нашу политическую и экономическую жизнь”. Однако пока реальность лишь относительно благоприятная: терминал будет, но далеко не факт, что он будет рентабельным. С другой стороны, свою роль в переговорах с “Газпромом” он уже сыграл, а кроме того, Литва получает гарантированную газовою альтернативу. Наконец, хочется верить, что после начала работы литовского терминала его гостеприимно встретят участники регионального рынка, и та же Латвия, Польша или даже скандинавские страны захотят воспользоваться его услугами. (ИноСМИ/Энергетика Украины и стран мира)