У угля остается все меньше приверженцев. Даже Китай начинает более прохладно относиться к углю, как показала сделка, заключенная в прошлом месяце. По результатам этой сделки Россия в течение 30 лет будет поставлять Пекину другой энергоноситель – природный газ.
Китай видит своей задачей более широкое использование природного газа и возобновляемых источников энергии, чтобы улучшить экологическую ситуацию в стране. Крупнейшая в мире страна-потребитель угля намерена снизить его долю в общем объеме потребления энергоносителей в этом году до менее 65% против 69% в 2011 г. Частично это достигается ужесточением требований к работе тепловых электростанций, в соответствии с недавними правительственными решениями.
Правительство КНР прогнозирует в этом году рост потребления угля всего на 1,6%, что наполовину меньше уровня двух последних лет. Рынок природного газа в КНР, напротив, должен вырасти в этом году на 14,5% и, возможно, а к 2020 г., когда поставки из России станут оказывать существенное влияние, доля газа в КНР может удвоиться. При этом в целом рост потребления энергоносителей в Китае в любом случае замедляется.
Альтернативные энергоносители уменьшают долю угля с такой скоростью, что потребность Китая в угле вскоре возможно начнет падать. Другая угроза данному виду сырья происходит от особенностей развития инфраструктуры в Китае. Транспортные сложности на железных дорогах приводят к тому, что уголь в прибрежных провинциях КНР, где он наиболее востребован, стоит дороже, чем во внутренних областях, где уголь добывается. Разница, даже с учетом стоимости доставки, составляет $11/т, говорит Майкл Паркер из Sanford C. Bernstein. Это эквивалентно 13% нынешней цены на побережье.
В настоящее время центральное правительство КНР быстро строит новые железнодорожные линии, что позволит к 2018 г. перевозить железнодорожным транспортом 800 млн. т угля. Это составляет примерно 35% от объема железнодорожных перевозок угля в прошлом году, сообщили в IHS. В связи с этим вышеуказанный спрэд может сократиться с отметки $11, что является плохой новостью для таких компаний, как China Shenhua Energy.
Shenhua, крупнейший мировой производитель угля, в настоящее время имеет значительные преимущества, поскольку использует собственную железнодорожную сеть. Именно по этой причине акции данной компании в отличие от других китайских компаний данного профиля торгуются выше номинала. При увеличении железнодорожных сетей в КНР преимущество Shenhua может уменьшиться.
Ухудшение перспектив угля в КНР – плохие новости для австралийских и индонезийских угледобывающих компаний. Эти страны наращивали поставки в КНР в 2009 г., когда спрос был высоким, а китайские железные дороги – менее эффективными. Если ситуация не изменится, то австралийский и индонезийский энергетический уголь может к концу следующего года стать менее востребованным в КНР, полагает Паркер.
Бум потребления угля в Китае породил новые надежды на международном рынке. Горнодобывающие компании в этом году увеличили объем мощностей по производству угля на 10% сверх необходимого, заметили в Wood Mackenzie. Однако изменение ситуации в КНР теперь означает, что востребованность угля будет оставаться не самой высокой. (RosInvest.Com/Энергетика Украины и стран мира)