Двухмесячный газовый конфликт России и Украины с участием Еврокомиссии 16 июня все-таки привел к остановке поставок Киеву после их официального перевода на предоплату. По итогам первого этапа войны “Газпром” получил лишь небольшую часть долга и потерял 5 млрд. куб. м газа, закачанных Украиной в хранилища. Киев получил бесплатный газ и выиграл время, а крайним оказался Евросоюз, выделивший Украине деньги и не получивший взамен ничего. Именно позиция Брюсселя, который больше не готов поддерживать Киев только из политических соображений, будет важнейшим фактором на новом этапе переговоров, который неизбежно состоится ближе к осени.
“Газпром” 16 июня перевел НАК “Нафтогаз Украины” на режим предоплаты из-за хронической задолженности, решить проблему которой не удалось в ходе двухмесячных переговоров с участием Еврокомиссии. Поскольку Киев отказался внести авансовый платеж за июнь, поставки Украине остановлены и “Газпром” направляет в ее газотранспортную систему только транзитный газ. Глава украинского Минэнерго Юрий Продан подтвердил, что из России поступает только 185 млн. куб. м в сутки для Европы и Киев гарантирует бесперебойность транзита.
Переговоры между Россией, Украиной и Еврокомиссией (последний раунд состоялся 16 июня поздно ночью) не принесли успеха. Ключевым стал вопрос выплаты Украиной $1,4 млрд. долга за поставки в ноябре-декабре, а также еще $500 млн. предоплаты – Киев это сделать отказался, а Москва после многочисленных отсрочек не согласилась пойти на предложенный Еврокомиссией компромисс с поэтапным погашением. Глава “Газпрома” Алексей Миллер охарактеризовал позицию Киева как шантаж, предположив, что Украина с самого начала переговоров хотела их сорвать и “довести отношения в газовой сфере до острого противостояния”. Премьер Дмитрий Медведев высказался еще более резко, заявив, что “часть украинского руководства потеряла адекватность”.
Одновременно “Газпром” подал иск в Стокгольмский арбитраж, требуя с “Нафтогаза” долг $4,5 млрд., не исключая новых исков, в том числе в связи с недобором по take-or-pay в 2012-2013 гг. на $18 млрд. Российские власти готовы продолжить переговоры, только если Киев оплатит хотя бы часть долга – указанную выше сумму $1,95 млрд. По словам Алексея Миллера, любой платеж со стороны Украины создаст новую ситуацию и “потребует нового взгляда на проблему”.
Украинский премьер Арсений Яценюк, комментируя исход переговоров в Верховной Раде, использовал почти ту же лексику, что и Миллер, назвав переговорную позицию России “газовым шантажом” и частью общего плана по “уничтожению Украины”. Яценюк обозначил и основные пункты украинской позиции. “Нафтогаз” уже подал иск к “Газпрому” в Стокгольмский арбитраж, требуя в числе прочего пересмотра цен на газ с 2010 г. и ретроактивного платежа $6 млрд. Кроме того, украинский премьер поручил немедленно повысить тарифы на транзит газа, заявив: “Мы российский “Газпром” дотировать не будем”. Впрочем, ставки тарифа закреплены в контракте между “Нафтогазом” и “Газпромом” и не могут быть односторонне пересмотрены. Яценюк также поручил главе Минэнерго Юрию Продану и главе “Нафтогаза” Андрею Коболеву договориться о “большом” реверсе со Словакией, хотя ранее и сама эта страна, и Еврокомиссия констатировали, что предлагаемый Украиной вариант нарушает обязательства Словакии перед “Газпромом”.
Немедленного газового кризиса в Украине остановка поставок не создаст. Все участники конфликта согласны с тем, что Украине не нужен российский газ как минимум до сентября. Андрей Коболев даже заявил, что 14 млрд. куб. м, бесплатно закачанные Киевом в последние два месяца, позволяют Украине не закупать газ в России до декабря. Каким будет дальнейшее развитие событий с учетом того, что зимой Украина потребляет 6-7 млрд. куб. м в месяц, в правительстве страны официально не говорят, однако в Раде подходы уже согласовываются. “Мы намерены отбирать российский транзитный газ, идущий в Европу, если цена для Украины не будет установлена по формуле, исключающей политическую составляющую”, – пояснил “Ъ” депутат самой крупной парламентской фракции “Батькивщина” Александр Бригинец. По его словам, в парламентских кулуарах уже одобрена схема, согласно которой газ будет изыматься “в качестве оплаты аренды того украинского имущества, которое осталось в пользование России в Крыму”. Как в таком случае будет действовать “Газпром”, пока неясно: Алексей Миллер уклонился от ответа на соответствующий вопрос “Ъ”, заявив, что в украинском правительстве его заверили в готовности обеспечить транзит.
“Газпром” будет пытаться до последнего избежать проблем для своих европейских клиентов, но, если Украина будет отбирать транзитный газ, рано или поздно придется пойти на крайние меры, считает заместитель главы ФНЭБ Алексей Гривач. В 2009 г. “Газпром” в ответ на несанкционированный отбор со стороны “Нафтогаза” ограничил, а затем и вовсе прекратил поставки в Европу через Украину, что в итоге стоило монополии 3 млрд. евро уплаты штрафов и огромных репутационных потерь. По мнению Алексея Гривача, сейчас Европа воспримет подобные меры иначе: в ходе трехсторонних переговоров ЕС понял, что Украина не собирается учитывать его интересы и теперь для разрешения кризиса Брюссель должен надавить на Киев, в том числе через Вашингтон. “Если Украина будет понимать, что рискует потерять поддержку Запада, ее поведение сразу изменится”, – полагает эксперт.
Определенные намеки в этом направлении сделал 16 июня еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер: он резко изменил позицию в отношении российского газопровода South Stream в обход Украины. По словам еврокомиссара, проект может быть поддержан в ЕС, если в рамках него будут устранены нарушения европейского законодательства. Эттингер намерен обсудить этот вопрос с Александром Новаком при “первой же возможности”. Впрочем, даже если South Stream получит одобрение Еврокомиссии, “Газпром” вынужден будет иметь дело с украинской газотранспортной системой как минимум до 2018 г. (Коммерсант/Энергетика Украины и стран мира)