16 июня Хозяйственный суд Киева расторг договорные отношения между ООО “Арабский Энергетический Альянс Юэй” и ООО “Фаворит Систем” о совместной добыче углеводородов. На первый взгляд, речь идет о денонсации рядового соглашения, которых в стране ежегодно подписываются десятки. Но этот случай имеет свои особенности: аннулирование контракта знаменует завершение эры одного из самых одиозных бизнесменов газодобычи – бывшего главы Министерства экологии и природных ресурсов Эдуарда Ставицкого. Вслед за ним могут последовать и структуры опального магната Дмитрия Фирташа.
Доказать эту взаимосвязь просто. Руководителем компании “Фаворит Систем” является Сергей Пушкаренко, который несколько лет назад числился по ООО “Нефтьинвест 2009” супруги Эдуарда Ставицкого Елены и при этом параллельно возглавлял строительную компанию “Либра”, основанную отцом экс-главы Минэкологии Анатолием Ставицким. Вероятно, именно эти факты позволили “Фаворит Систем” стать одним из активных участников нефтегазодобывающего рынка.
В пользу этой версии говорит и хронология событий. 20 апреля 2012 г. Эдуарда Ставицкого назначают главой Минэкологии, а уже спустя четыре месяца (28 августа) “Фаворит Систем” подписала с ООО “Арабский Энергетический Альянс Юэй” и государственной “Укргаздобычей” договор о совместной разработке Бильского газоконденсатного (Полтавская обл.) и Куличихинского нефтегазоконденсатного (Полтавская, Сумская обл.) месторождений.
Судя по всему, на тот момент последняя не была в восторге от этого соглашения, ведь данные площадки она начала разрабатывать с “Укргаздобычей” еще в 2004 г. На тот момент “Арабский Энергетический Альянс Юэй” назывался “Буровая компания “Рудис”, у истоков создания которой стоял сирийский бизнесмен Юссеф Харес. Спустя несколько лет он продал контрольную долю в этом предприятии зарубежным инвесторам, вследствие чего “Рудис” был переименован в “Кувейт Энерджи Юкрейн”, а уже весной текущего года компания получила свое нынешнее название.
Это событие выглядит особенно важным в свете того, что до недавнего времени “Арабский Энергетический Альянс Юэй” контролировала Kuwait Energy. Но в действительности все намного банальнее: по данным “k:”, “Арабский Энергетический Альянс Юэй” уже давно прописан в офисе (Киев, ул. Лумумбы, 4/6а, оф. 204) и имеет общий номер телефона с компанией ООО “Укреврогаз”, которая близка племяннику экс-президента Леонида Кучмы Владимиру Кучме.
По идее от “умножения на ноль” “Фаворит Систем” выиграют оба участника СП – и частный “Арабский Энергетический Альянс Юэй”, и государственная “Укргаздобыча”, между которыми должна быть разделена доля компании Ставицкого в совместном проекте. Но в действительности это не так. По данным “k:”, сейчас на пай фирмы Эдуарда Анатольевича в СП претендует новая частная структура – ООО “Торговая база “Укрбуд”, которая не чужда бизнес-партнеру Владимира Кучмы Сергею Бурову. Для того чтобы доказать законность своего участия в СП, “Укрбуд” уже затеял соответствующий судебный процесс, который сейчас находится в активной фазе развития.
Формальным поводом послужило заявление о том, что несколько лет назад “Укрбуд” был, якобы, незаконно исключен из состава партнеров “Арабского Энергетического Альянса Юэй” и “Укргаздобычи”. В любом случае последнее слово в вопросе расширения состава участников СП остается за “Укргаздобычей”, поскольку именно ей принадлежат специальные разрешения на пользование недрами Куличихинского и Бильского месторождений.
Пока в госкомпании не проявляют какой-либо инициативы в этом вопросе, утверждая, что планируют работать на обеих площадках как минимум до истечения срока действия спецразрешений (на Куличихинском участке это 5 апреля 2015 г., на Бильском – до 25 марта 2018 г.). Впрочем, настроение “Укргаздобычи” может измениться в любой момент. Для этого достаточно решения Нацкомиссии по регулированию электроэнергетики о повышении ее тарифа на реализацию газа собственной добычи населению. Об этом госкомпания просит регулятора уже несколько лет подряд, но до последнего времени реакции НКРЭ не было из-за отсутствия политической воли.
Нынешний же состав Кабмина неоднократно заявлял о готовности пойти “Укргаздобыче” навстречу, и если ставка действительно будет повышена (планируется двукратный рост цены – до 880-890 грн./тыс. куб. м), инвестиционный потенциал госкомпании будет реанимирован. Это означает, что госкорпорация может потерять интерес к партнерству с частными компаниями, которых она привлекала к совместной разработке недр как раз под предлогом отсутствия собственных средств на эти работы.
При таком раскладе компании “Арабский Энергетический Альянс Юэй” вряд ли стоит рассчитывать на долгосрочное сотрудничество с “Укргаздобычей”. И ее бенефициаров может радовать только то, что они будут не одиноки. Кроме них одним из аутсайдеров вполне может стать ООО “Карпатыгаз”. Эта компания стала партнером “Укргаздобычи” еще в начале 2000-х, подписав с ней несколько договоров о совместной деятельности. Но настоящий ренессанс в жизни “Карпатыгаза” начался в 2010 г., когда ее отцы-основатели – экс-глава “Укргазпрома” Богдан Клюк и экс-глава “Укргаздобычи” Илья Рычич – продали компанию новому инвестору. Формально им стала шведская фирма Misen Enterprises AB, позиционировавшаяся в роли независимого игрока на рынке. Но за ее плечами наблюдатели увидели интересы Дмитрия Фирташа.
Косвенных подтверждений тому было достаточно. Например, директором по корпоративным связям “Карпатыгаза” в свое время был назначен Сергей Петухов, который до этого трудился в Group DF Limited. Кроме того, на протяжении 2011-2012 гг. эта компания умудрилась стать крупнейшим частным партнером “Укргаздобычи”, которую в этот период возглавлял бывший глава Ostchem Holding Юрий Борисов. По данным “k:”, лидерство “Карпатыгаз” сохраняет до сих пор: в портфеле его совместных работ с “Укргаздобычей” находится 22 проекта, в рамках которых партнеры развивают добычу углеводородов на 146 скважинах. Взаимоотношения сторон оформлены договорами о совместной деятельности, которые действуют до середины 2031 г. Но черная полоса в жизни структуры Дмитрия Фирташа может наступить значительно раньше. На сегодняшний день “Карпатыгаз” выполнил свои инвестиционные обязательства по совместным проектам в общей сложности на 55-60%, что легко может быть использовано государственным партнером как повод для прекращения отношений. (Комментарии/Энергетика Украины и мира)