В ближайшее время “Нафтогаз” с помощью системных интеграторов Украины намерен начать официальные переговоры с операторами газотранспортных сетей относительно их участия в управлении украинской ГТС. Договор с будущим партнером “Нафтогаз” сможет подписать после согласования Верховной Радой.
Принятие закона о реформировании газотранспортной системы (ГТС) Украины выводит процесс реформирования украинского газового рынка на следующий уровень и позволяет начать официальные переговоры с заинтересованными компаниями из ЕС и США, заявляет НАК “Нафтогаз Украины”.
“В ближайшее время “Нафтогаз” намерен начать официальные переговоры с операторами газотранспортных сетей относительно их участия в управлении украинской ГТС”, — говорится в комментарии НАК, распространенном в четверг.
Компания напоминает, что согласно принятому документу, подписание соглашения об участи в управлении ГТС возможно только после его согласования Верховной Радой.
“Принятие этого закона — это важный шаг, который позволит уменьшить риски транзита газа по территории Украины, возникшие из-за обострения украинско-российских отношений”, — цитирует пресс-служба “Нафтогаза” комментарий главы правления компании Андрея Коболева.
По его словам, привлечение к управлению отечественной ГТС ведущих западных компаний поможет полноценной интеграции страны в единое европейское энергетическое пространство и в сложившихся обстоятельствах является единственным действенным путем для защиты энергетических интересов Украины.
“Важно, что главный потребитель российского газа — Евросоюз — получит уверенность в надежности транспортировки голубого топлива на годы вперед. Это значительный шаг на пути построения системы энергетической безопасности Европы”, — считает глава “Нафтогаза”.
Коболев также подчеркнул, что, согласно закону, украинская ГТС останется в государственной собственности. “При этом все бизнес-процессы будут построены по европейским стандартам. Это сделает украинскую систему транспортировки газа прозрачной и понятной западным партнерам”, — отметил глава правления “Нафтогаза”.
Напомним, правительство, как автор законопроекта о реформировании ГТС, планирует создать две компании, обслуживающие ПХГ и ГТС, при участии американских и европейских партнеров. Документ снимает ограничения на передачу в аренду или концессию магистральных газопроводов и ПХГ предприятию/предприятиям на платной основе без права отчуждения для осуществления функций оператора ГТС и/или ПХГ.
Указанная передача имущества в аренду может осуществляться исключительно с целью и во исполнение обязательств, взятых Украиной в соответствии с законом “О ратификации протокола о присоединении Украины к договору об учреждении Энергетического Сообщества” на основании договора и на условиях, утвержденных Кабмином, с учетом принципов соблюдения экономической безопасности государства.
При этом функции оператора Единой ГТС Украины могут быть закреплены за предприятием, учредителем и владельцем которого может выступить исключительно государство, государственное предприятие (владение не менее 51% корпоративных прав) или юридическое лицо (юридические лица), которое принадлежит и контролируется резидентами стран Европейского Союза, США или Европейского Энергетического сообщества, а также является оператором системы транспортировки газа или членом Европейской сети операторов системы транспортировки газа, сертифицированным в соответствии с требованиями статьи 10 директивы 2009/73/ЕС Европейского парламента и Совета относительно общих правил для внутреннего рынка природного газа.
Такие же условия должны быть применены относительного оператора ПХГ. (delo.ua /Энергетика Украины и мира)