Из-за роста напряженности в отношениях с Россией Европа активно ищет новых поставщиков газа. Иран уже давно заявляет о своей готовности экспортировать газ в ЕС, однако на данный момент нет необходимой инфраструктуры. Эксперты полагают, что иранский газ мог бы поставляться по российскому “Южному потоку”. Однако это впрямую нарушает интересы “Газпрома”.
Европа всерьез рассматривает возможность налаживания в долгосрочной перспективе газовых поставок из Ирана. Об этом 24 сентября сообщило агентство Reuters со ссылкой на источник в Еврокомиссии, принимающий участие в формировании энергетической стратегии Евросоюза.
По словам источника, это связано с охлаждением отношений между Россией и ЕС, а также политическим сближением Тегерана с западными странами. Кроме того, импорт иранского газа позволит снизить зависимость от поставок из России (“Газпром” занимает около 30% европейского рынка).
При этом источник отметил, что поставки из Ирана возможны лишь в случае отмены санкций, касающихся иранской ядерной программы и строительства газотранспортной инфраструктуры.
Россия и Европа сейчас пытаются решить “украинский газовый вопрос”, и Еврокомиссия уже высказывала опасения, что угроза прерывания транзита российского газа через Украину вполне реальна. Все это происходит на фоне санкций, которые ЕС ввел против ряда российских энергетических компаний. Несмотря на то что официально “Газпром” в санкционные списки не включен, недавно газовая монополия заявила, что также ощущает влияние санкций.
Также 24 сентября иранский президент Хасан Роухани заявил о готовности Ирана поставлять свой газ в Европу и “реализовать сеть для передачи газа”. “Иран обладает уникальным статусом с точки зрения энергетической сферы, поэтому может быть надежным источником энергии для Европы”, – подчеркнул Роухани в ходе встречи с президентом Австрии Хайнцем Фишером. Кстати, поставки, по словам Роухани, могут осуществляться именно через Австрию.
Поставки иранского газа в Европу обсуждались еще со времен проекта газопровода Nabucco, впервые представленного в 2004 г. Эта труба должна была через Турцию, Болгарию, Румынию и Венгрию выйти в Австрию. Однако напряженные отношения Запада с Ираном и персонально с бывшим иранским президентом Махмудом Ахмадинежадом не позволили сторонам заключить конкретное соглашение.
В итоге проект Nabucco заглох именно из-за отсутствия сырьевой базы.
Однако в последнее время Иран начал все чаще говорить о возможности поставок своего газа в Европу. В августе иранский замминистра нефти Али Маджеди говорил, что ряд стран Европы уже заинтересовались такой возможностью. Причем, по словам Маджеди, речь шла именно о поставках через реанимированный Nabucco. Позднее в августе иранская сторона заявляла, что готова поставлять в ЕС около 35 млрд. куб. м газа в год (для сравнения – Россия поставляет около 160 млрд. кубов).
Запасы газа в Иране оцениваются примерно в 34 трлн. куб. м (около 17% мировых запасов, второе место после России). Но, как отмечает глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин, при таких запасах Иран имеет почти нулевой баланс экспорта и импорта – страна экспортирует около 10 млрд. куб. м в Турцию и импортирует около 5 млрд. кубов из Туркменистана.
По словам Корчемкина, поставки иранского газа в ЕС возможны, но скорее не по Nabucco, а с использованием российского “Южного потока”.
“Евросоюз, Иран и Турция могут построить новый газопровод до границы Болгарии, а оттуда иранский газ сможет пойти по газопроводу “Южный поток”, доступ к половине мощностей которого должен определяться на аукционной основе (таково требование Третьего энергопакета ЕС), – поясняет Корчемкин. – Кроме того, если “Южный поток” будет построен, то иранский газ сможет также пойти реверсом по Трансбалканскому газопроводу в Украину и Молдову”.
Мощность российского “Южного потока” должна составить 63 млрд. куб. м, однако проблема в том, что Россия уже не один год пытается добиться вывода проекта из-под действия Третьего энергопакета ЕС. Причем одной из основных причин является именно нежелание пускать в трубу сторонних поставщиков, то есть прямых конкурентов на европейском рынке.
В настоящее время Россия ведет переговоры с Ираном о многомиллиардной бартерной сделке “нефть в обмен на товары”. Эксперты ранее отмечали, что Россия пытается добиться, чтобы иранская нефть не пошла в Европу. То же самое касается и иранского газа. (Газета.Ru/Энергетика Украины и мира)