Крупнейший отечественный производитель мазута и единственный работающий нефтеперерабатывающий завод в Украине – Кременчугский НПЗ – в сентябре остановил экспортные поставки. Об этом Капиталу сообщил Павел Овчаренко, председатель правления публичного акционерного общества “Укртатнафта”, управляющего Кременчугским НПЗ. Таким образом компания готовится удовлетворить возникший в теплогенерации спрос на мазут в качестве топлива.
Активизация газовой войны с Россией сделала мазут стратегически важным ресурсом для Украины. “Мы рассчитываем заместить мазутом примерно 3 млрд. куб. м газа”, – заявил недавно вице-премьер-министр, министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Владимир Гройсман. Он намекнул, что Кабинет министров готов принять решение об ограничении экспорта мазута, производимого в стране.
В Украине как минимум 11 теплоэлектроцентралей (ТЭЦ) готовы использовать мазут в качестве топлива. Это позволит сэкономить 2,5 млрд. куб. м газа, соглашается директор Центра энергетических исследований Александр Харченко.
За девять месяцев Украина произвела 360 тыс. т мазута. На Кременчугский НПЗ приходится около 90% всего производства. Остальное выпускает Шебелинский газоперерабатывающий завод. С января по август этого года весь ресурс традиционно передавали иностранным НПЗ. Они, в отличие от украинских заводов, технологически могут его переработать и получать бензин.
Использование мазута обойдется дороже природного газа. “По нашим расчетам, замещение природного газа мазутом будет дороже на 10 млрд. грн. за отопительный сезон”, – подсчитал Александр Харченко. В Министерстве энергетики и угольной промышленности сообщили, что на начало отопительного периода и до декабря включительно предприятия (ТЭЦ и ТЭС) не имеют свободных средств на закупку необходимых объемов. “Поэтому предложено разработать схему централизованной закупки мазута для предприятий теплоэнергетики”, – сказано в письменном ответе ведомства. Другими словами, мазут закупят за счет государства, а ТЭЦ и ТЭС будут расплачиваться за ресурс, когда получат деньги у населения, поясняет Александр Харченко.
“Укртатнафта” управляет единственным работающим нефтеперерабатывающим заводом в Украине – Кременчугским НПЗ. 43,05% его акций принадлежит национальной акционерной компании “Нафтогаз Украины”. Оперативное управление “Укртатнафтой” осуществляют структуры группы “Приват” (подконтрольной губернатору Днепропетровской области Игорю Коломойскому) и бизнесмена Александра Ярославского, которым принадлежит крупный пакет акций ПАО.
“Укртатнафта”, как крупнейший украинский производитель мазута, имеет беспроигрышную позицию. Прекратив поставки, компания сможет сэкономить за счет логистики и продать мазут на внутреннем рынке, считает заместитель директора научно-технического центра “Психея” Геннадий Рябцев.
Повышать цены “Укртатнафта” не планирует. “Цена на мазут в зависимости от сезона меняться не будет – она зависит от котировок нефти”, – говорит Павел Овчаренко. Однако украинский мазут дороже импортного на 5-7%.
Последние четыре месяца нефть подешевела на 27-28%, до рекордных минимумов. Но с 17 октября начался незначительный рост: Brent подорожали на 1,07% до $86,75/баррель, а WTI – на 1,25% до $83,75/баррель.
Вряд ли внутреннее производство сможет удовлетворить потребности страны. По словам Харченко, для обеспечения ТЭЦ и ТЭС потребуется 1,5-1,7 млн. т мазута. Поэтому эксперты советуют чиновникам поторопиться с утверждением источников финансирования. Чтобы импортный мазут достиг Украины в середине ноября, предварительные договоры необходимо заключать уже сейчас. (Капитал/Энергетика Украины и мира)