Нефтяной рынок пытается угадать исход встречи ОПЕК, в ходе которой может быть принято решение о сокращении добычи, которое могло бы остановить падение цен на сырье. Но эксперты сомневаются, что ОПЕК сможет в одиночку сбалансировать рынок и что вообще пойдет на снижение добычи. В этом не заинтересован лидер ОПЕК Саудовская Аравия, которая предпочтет еще год потерпеть низкие цены, чтобы выдавить с рынка американскую сланцевую нефть.
Нефтяной рынок штормит в преддверии встречи Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК), которая должна состояться 27 ноября в Вене. 24 ноября котировки достигли недельного максимума: стоимость январских фьючерсов на американскую нефть марки WTI выросла до $76,82/баррель. Цена барреля североморской нефти марки Brent (именно к ней привязана цена российской Urals) поднялась выше психологически важной отметки $80/баррель, составив $80,55.
Однако 25 ноября цены снова пошли вниз. Котировки барреля Brent вновь ниже $80/баррель – январский контракт в Лондоне торгуется по $79,54/баррель.
На встрече в Австрии нефтяной картель, обеспечивающий около 40% мировой добычи, должен обсудить возможность сокращения производства нефти для поддержания мировых цен. Однако пока рынок скорее склоняется к тому, что ОПЕК откажется от снижения добычи.
Глава российского Минэнерго Александр Новак также заявил, что вероятность снижения невысока. “Многое будет зависеть от позиции Саудовской Аравии, – подчеркнул министр в интервью телеканалу “Россия-24″ 24 ноября. – Дождемся 27 ноября, и тогда можно будет точно сказать, что будут предпринимать страны”.
Даже если квоты на добычу будут снижены, это не коснется Ирака, Ирана и Ливии, сообщает 25 ноября агентство Bloomberg со ссылкой на два своих источника в ОПЕК.
“Это будет разумно, если эти три государства избегут сокращения добычи”, – говорит аналитик нефтяного рынка Natixis Абишек Дешпанде, поскольку они и так уже добывают меньше, чем могли бы. Он полагает, что Саудовская Аравия захочет заключить договоренность о том, что и наращивать добычу эти три страны не будут.
Исход заседания особенно важен в свете затянувшегося снижения нефтяных цен. Нефтяные котировки пошли вниз с середины года. Цена основных марок WTI Brent снизилась с $105-110 ниже чем до $80/баррель, чего не было с 2010 г.
Психологическая отметка $80 была пробита на ожидании того, что ОПЕК не собирается снижать производство.
Основными причинами снижения цен на нефть считаются рост добычи в США (обусловленный увеличением производства сланцевой нефти – так называемая сланцевая революция), повышение добычи в Ираке и Ливии, а также сокращение потребления нефти в Европе и Китае.
Экс-министр нефти Катара Абдалла аль-Аттия полагает, что в текущей ситуации ОПЕК не сможет в одиночку сбалансировать рынок. “На этот раз участие должны принять Россия, Норвегия и Мексика, – цитирует бывшего министра агентство Bloomberg. – ОПЕК может снизить количество производства, но что произойдет, когда добыча нефти в других странах продолжит расти? Как поведет себя рынок?”
Вопрос о сокращении добычи Россией пока не решен. Он поднимался на прошлой неделе. Александр Новак заявил, что в правительстве изучается целесообразность подобных методов, но решение по этому поводу пока не принято. “Этот вопрос требует тщательной проработки. У нас очень сильно зависит бюджет от поступлений от нефтяной отрасли. У нас не такие технологии, как в Саудовской Аравии, чтобы быстро снизить добычу или нарастить”, – сказал министр.
Что касается Саудовской Аравии, то, по данным иранского агентства Mehr, министр нефти Ирана Биджан Намдар Зангане намерен предложить своему саудовскому коллеге Али аль-Наими снизить добычу нефти Саудовской Аравией на 1 млн. баррелей в сутки.
“Резко сократить добычу Россия не сможет – это экономически нецелесообразно, – комментирует аналитик ИК “Анкор Инвест” Сергей Вахрамеев. – Если закрыть зимой скважину, а потом ее восстанавливать, может исказиться профиль добычи, сократиться приток нефти. РФ может не вводить новые месторождения Ямала и Восточной Сибири, но от этого толку будет немного, учитывая, что уже действуют такие крупные месторождения, как Ванкор “Роснефти” и месторождения им. Требса и Титова “Башнефти”.
Снижение добычи, вызванное отказом от ввода новых месторождений, на мировой уровень добычи не повлияет.
По словам эксперта, влияние на цены окажет только сокращение мировой добычи на 1-2 млн. баррелей в сутки. “Однако ОПЕК, скорее всего, на это не пойдет”, – полагает Вахрамеев. Точнее, на это не согласится лидер ОПЕК Саудовская Аравия, добывающая 9,7 млн. баррелей в день, так как именно на нее ляжет основное сокращение.
Члены ОПЕК Иран и Венесуэла хотят повысит цены на нефть. Ранее они заявляли, что комфортной будет цена барреля $100. “Учитывая, что картель добывает 30,5 млн. баррелей, сокращение на 1 млн. баррелей, которого добивается Иран, означает, что каждая страна должна будет снизить добычу примерно на 3%, – указывает Вахрамеев. – Для Ирана, добывающего 2,7-2,8 млн. баррелей в день, это будет означать снижение всего на 84 тыс. баррелей. А вот для Саудовской Аравии это уже будет 300 тыс. баррелей в сутки”.
Впрочем, саудиты могли бы пойти и на это, если бы была уверенность в том, что все члены ОПЕК снизят производство согласно договоренности. Однако, по словам Вахрамеева, обычно нарушают соглашения именно Иран и Венесуэла, которые хотят и добывать больше нефти, и повысить нефтяные цены.
“Сейчас для Саудовской Аравии главное – устранить с рынка наиболее маржинального игрока, Соединенные Штаты, – объясняет аналитик. – Саудиты ждут, когда из-за низких цен начнет падать добыча сланцевой нефти в США, которая становится нерентабельной. Однако Штаты пока снижать добычу не собираются, а Саудовская Аравия вполне может позволить себе подождать еще год”.
По прогнозам Вахрамеева, ОПЕК, вероятнее всего, примет решение сократить добычу на 500 тыс. баррелей в день – это как раз те полмиллиона баррелей, на которые сейчас превышается официальная квота по добыче. “Но это снижение уже заложено в существующей цене на нефть, так что на котировках оно не отразится”, – говорит эксперт. (Газета.Ru/Энергетика Украины и мира)