НАК “Нафтогаз Украины” предложила для обсуждения в экспертной среде и общественными активистами “Концепцию о принципах корпоративного управления в украинских государственных предприятиях (ГП)”. Предложенная концепция отвечает пункту 3.3. Раздела ХII Коалиционного соглашения, которое участники коалиции депутатских фракций заключили 21 ноября 2014 г. Этот пункт предусматривает внедрение на протяжении 2015-16 гг. современных европейских стандартов корпоративного управления государственными энергетическими компаниями. “Нафтогаз” вместе со специалистами Европейской комиссии, Мирового банка, Европейского инвестиционного банка, Европейского банка реконструкции и развития, компании Deloitte (привлечена правительством США) и другими специалистами работает над разработкой предложений по реализации разделов Соглашения, которые касаются энергетического сектора Украины, в частности, для последующей имплементации в нормативно-правовой базе Украины.
Концепцию разработал по просьбе “Нафтогаз” доктор А. Бойцун, эксперт по вопросам корпоративного управления, преподаватель кафедры учета и финансов в Университете г. Антверпен, Бельгия. Концепция разработана на безоплатной основе и в соответствии с рекомендациями Организации экономического сотрудничества и развития.
Концепция разъясняет, что такое корпоративное управление, почему оно особенно важно для предприятий в странах Восточной Европы, а также какие особенности имеет корпоративное управление в государственных компаниях. В документе содержатся рекомендации для построения эффективной системы контроля управления государственными компаниями в Украине на примере государственного предприятия ПАО “Магистральные газопроводы Украины”. С текстом концепции можно ознакомиться на сайте компании.
Современные принципы корпоративного управления должны предотвратить принятие решений, противоречащих интересам конечных собственников компаний, несмотря на неравный доступ к информации и конфликт интересов на уровне менеджмента. Рекомендации, предложенные для ПАО “Магистральные газопроводы Украины” базируются на следующих трех направлениях:
- Создание стимулов для эффективного управления ГП. Для того, чтобы решения в государственной компании принимались не в интересах руководства, а в интересах ее конечных владельцев – народа Украины, необходимо четкое определение стратегических целей для правления компании и контроль за их выполнением. При этом важно внедрить механизмы, которые будут препятствовать злоупотреблениям монопольным положением предприятия и обеспечат равные недискриминационные условия для других участников рынка. Наконец, необходимо установление обоснованного вознаграждения членам правления, на уровне вознаграждения руководителей на должностях с аналогичным объемом ответственности в частных компаниях.
- Деполитизация процесса принятия решений на предприятии. Для обеспечения работы государственной компании в интересах граждан Украины, а не отдельных чиновников или политиков, необходимо обеспечить изоляцию предприятия от политического влияния и необоснованного вмешательства правительственных учреждений в работу предприятия. Важно внедрить четкое отделение регуляторных функций государства, которые должны быть возложены на независимого регулятора, и функций стратегического планирования и надзора за выполнением положений в сфере экологии, энергосбережения и техники безопасности, выполнение которых предлагается оставить за Министерством энергетики и угольной промышленности. Концепция предусматривает также создание независимого органа для принятия корпоративных решений – а именно, сильного и независимого наблюдательного совета. Большинство членов этого органа должно состоять из независимых директоров. Должности председателя наблюдательного совета и председателя правления не должно занимать одно и то же лицо. Независимые директора должны возглавить специализированные комитеты, в частности Комитет по назначениям и вознаграждениям, комитет по аудиту и комитет по этике.
- Обеспечение действенного надзора общественности за ГП путем усиления требований по раскрытию информации. Государственное предприятие должно быть прозрачным для своих конечных владельцев – граждан Украины. В частности, будет требоваться раскрытие в доступной форме стратегии предприятия и его целей, финансовых результатов и результатов аудиторской проверки, политики по корпоративному управлению и состоянию выполнения этой политики, информации о вознаграждении, уплаченному внешним аудиторам, вознаграждении правлению и членам наблюдательного совета, информации о сделках, в которых присутствуют конфликты интересов, соглашений со связанными лицами, о контрактах по закупкам и т. п.
Автор концепции отмечает, что внедрение современных принципов корпоративного управления на крупных государственных предприятиях позволит им повысить эффективность деятельности, получить действенные и системные механизмы для борьбы с коррупцией, значительно улучшить ситуацию с прозрачностью и доверием со стороны общества, а также положить начало сотрудничеству с такими финансовыми организациями как МФК, ЕБРР или ЕИБ. Это, в свою очередь, создаст крепкую основу для реформы корпоративного управления на национальном уровне и будет стимулировать развитие украинского рынка капитала. (Управление по связям с общественностью Национальной акционерной компании “Нафтогаз Украины”/Энергетика Украины и мира)