Все задают один и тот же вопрос: “Почему нефть в мире дешевеет, а цены на бензин в Украине растут?”. При этом часто приходится сталкиваться с такими “злопамятными” людьми, которые помнят кризис 2008-2009 гг., когда нефть упала до $40/баррель, а бензин в Украине вырос с 5-6 до 8-9 грн./л.
И тогда, и сегодня причина таких несуразных процессов одна – девальвация гривны. В плане нефтепродуктообеспечения Украина является типичной европейской страной – импортозависимой. По итогам 11 месяцев 2014 г. в балансе топливного рынка 80% бензина и 83% дизельного топлива имеет импортное происхождение, то есть закупается за валюту.
Но и это еще не все “хорошие” новости: акциз на нефтепродукты правительство установило в евро. Таким образом, прямая валютная составляющая в цене бензина и дизтоплива в Украине достигает 90%.
Удивительно, как все легко принимают рост цен на иномарки и телевизоры, но наотрез отказываются понимать, почему же дорожает бензин? В отличие от других товаров народного потребления, нефтепродукты являются инфраструктурным товаром, обойтись без которого нельзя, и в связи с чем его закупки происходят непрерывно.
Да, начиная с мая, государственная статистика ежемесячно фиксирует спад продаж бензина на АЗС на 25% по сравнению с аналогичными периодами прошлого года. Но полностью отказаться от топлива нельзя. Покупку новой машины можно перенести, отказ от приобретения телевизора в нынешних условиях даже полезен для здоровья. Но без топлива никак нельзя. Именно из-за непрерывного процесса закупки топливный рынок так чувствителен к курсовым колебаниям.
Но праведный гнев потребителя трудно не разделить. С начала года нефть упала на 40%, а бензин А-95 в Украине подорожал больше чем на 50% с 11 до 18-18,50 грн./л. Контраст налицо. Однако динамику цен на импортные товары, да еще и в условиях ползучей девальвации, корректно отслеживать только в валютных эквивалентах.
При таком сравнении имеем следующую картину: в январе 2014 г. стоимость бензина А-95 составляла 11,3 грн./л, или $1,38/л при курсе 8,20/$1, а сегодня уже 18,0-18,50 грн./л, или около $0,9-0,92/л при курсе 20 грн./$1. Таким образом, снижение цен с начала года составило около 35%, что полностью отвечает снижению котировок бензина на европейском рынке за этот период – 36% (с $926 до $589/т).
Динамика цен в Украине также соответствует динамике снижения цен на автозаправках Европы, о чем говорит анализ ценовой ситуации, проведенный на примере восьми стран ЕС. Начиная с августа, когда цены на нефть начали резко снижаться, стоимость бензина и дизельного топлива в Украине в валютном эквиваленте (евро) понизилась на 11% и 17,6% соответственно, тогда как в среднем по выбранным странам это снижение составило 14% и 12,6%.
Так что связь Украины с миром налицо. Можно сказать иначе: если бы баррель стоил по-прежнему $100, цена бензина у нас была бы крепко за 25 грн./л. (Сергей Куюн, директор “Консалтинговой группы А-95, Forbes Украина/Энергетика Украины и мира)