С момента ввода сентябрьских санкций против РФ в части запрета на оказание услуг зарубежными компаниями по разработке и добыче нефти на глубоководье, в Арктике и на сланцевых месторождениях прошло три с лишним месяца. 20 декабря зафиксирована символическая дата – 100 дней. О том, как ограничения отразились на развитии российского ТЭКа Агентству нефтегазовой информации “Самотлор-экспресс” рассказал президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль.
– Говорить о том, что санкции как-то повлияли на нефтегазовую отрасль, сложно. Добычей на шельфе мы пока активно не занимаемся, а, по моему убеждению, в ближайшее время и не стоит этого делать. Что касается сланцевой нефти, то ее мы пока добываем в малом количестве и в основном за счет собственных технологий. С баженами в большей степени имеют дело “Салым Петролеум”, “Газпромнефть-Хантос”, “Сургутнефтегаз”. Последний, кстати, в этом году добыл на баженовской свите порядка 500 тыс. т нефти. Неплохой результат, я считаю. В разработке данной группы запасов у перечисленных компаний уже есть небольшие продвижения, но все они, в основном, работают с собственными отечественными технологиями.
Единственная проблема, по словам Геннадия Шмаля, с которой столкнулся отечественный ТЭК при вводе санкций, это отсутствие доступа к “длинным и дешевым деньгам”. Но президент Союза нефтегазопромышленников уверен, что российские компании найдут возможность сохранить все перспективные проекты. “Возможно они перекредитуются на Востоке, например в Китае или Гонконге”, – предположил Геннадий Шмаль.
В целом критических ситуаций в нефтегазовой отрасли в связи с дефицитом импортного оборудования и технологий за эти 100 дней не произошло. “Негативный эффект санкций сейчас сложно оценить, так как они не сразу сказываются. Но, безусловно, надо работать над созданием собственной технологической базы, чтобы быть независимыми от заграницы. Как показывает история, предыдущие санкции мы смогли преодолеть и всегда находили выход из сложившихся ситуаций”.
19 декабря влияние сентябрьских санкций прокомментировал председатель комитета Госдумы по энергетике Иван Грачев. (Агентству нефтегазовой информации/Энергетика Украины и мира)