Компания “Газпром” больше не будет добиваться от Еврокомиссии (ЕК) разрешения на использование не половины, а всей мощности немецкого газопровода OPAL, который является продолжением трубы “Северного потока”. Об этом в пятницу сообщил официальный представитель Федерального сетевого агентства ФРГ. Однако в Москве уточнили позицию концерна: “Газпром” по-прежнему претендует на полную мощность OPAL, но уже не по правилам Еврокомиссии. Отказ от переговоров с ЕК является частью новой стратегии “Газпрома” в Европе, о которой недавно объявило его руководство.

Россия почти год добивается от Еврокомиссии решения проблемы использования газопровода OPAL, который соединяет балтийское побережье ФРГ с внутренней газопроводной сетью Европы. ЕК требует, чтобы “Газпром” использовал лишь 50% пропускной способности, а остальное могли бы использовать другие поставщики. Но других поставщиков фактически нет, что “Газпром” и просит зафиксировать в ходе аукционов на право использования свободных 50% мощности OPAL. Но Еврокомиссия уже много месяцев не принимает никакого решения, каждый раз обещая Москве новую дату. Очередное обещание еврочиновников принять решение OPAL – январь 2015 г. Однако в “Газпроме” решили не участвовать в этой затянувшейся бюрократической процедуре.

“Газпром” не согласился на очередное продление срока принятия решения Еврокомиссией по использованию 100% мощностей OPAL. Таким образом, остается в силе решение Федерального агентства о возможности доступа “Газпрома” к мощностям газопровода в объеме не более 50%”, – заявил представитель Федерального сетевого агентства ФРГ Фите Вульф, которого цитирует “Прайм”.

После этого в “Газпроме” решили разъяснить ситуацию. По словам официального представителя ОАО “Газпром” Сергея Куприянова, компания по-прежнему будет претендовать на использование 100% мощности газопровода, но уже не через соглашение с ЕК. “Мы отказались ждать дальше одобрение ЕК нашего соглашения с Федеральным агентством ФРГ. Но вывод они делают абсолютно неверный. Наоборот, теперь мы будем претендовать на 100%, а подписанное ранее соглашение с немцами, которое так и не было одобрено ЕК, содержало компромиссную схему”, – объяснял Куприянов.

Ранее Федеральное сетевое агентство ФРГ предлагало “Газпрому” и ЕК некое компромиссное решение. Им, например, могло стать участие “Газпрома” в аукционах по продаже мощности в газотранспортной системе OPAL в объеме 15 млрд. куб. м. Такая схема позволила бы фактически вывести газопровод из-под действий Третьего энергопакета.

Германия обеспечивает свои потребности в природном газе на 40% поставками из России и сможет продержаться без российского топлива 80 дней, сообщает немецкая Sueddeutsche Zeitung. Правда, издание отмечает, что этого срока хватит на замещение поставок из других источников.

Ранее стало известно о приостановке сделки по обмену активами между германским химическим концерном BASF и компанией “Газпром”. “BASF и “Газпром” договорились, что не будут завершать сделку по обмену активами, которая была запланирована на конец года”, – сообщалось в пресс-релизе концерна. В конце прошлого года “Газпром” и дочернее предприятие BASF газонефтяная компания Wintershall подписали основное соглашение об обмене активами. В результате этого соглашения российская компания увеличила бы свою долю в совместных компаниях по торговле и хранению газа в Европе WINGAS, WIEH и WIEE до 100% и довела бы до 50% свою долю участия в компании WINZ, ведущей разведку и добычу углеводородов в Северном море. Wintershall, в свою очередь, получила бы более 25% в проекте по разработке и освоению участков 4А и 5А ачимовских отложений Уренгойского нефтегазоконденсатного месторождения.

“Мы сожалеем, что сделка по обмену активами не будет заключена. Мы будем продолжать наше сотрудничество, которое длится более 20 лет с “Газпромом”, в наших существующих совместных предприятиях”, – говорил председатель совета исполнительных директоров BASF Курт Бок.

Предполагалось, что эта сделка позволила бы повысить надежность газоснабжения конечных потребителей. Однако “Газпром”, похоже, отказывается от прежней европейской стратегии и все дальше отдаляется от конечных европейских потребителей. Так, 6 декабря глава “Газпрома” Алексей Миллер в интервью телепрограммы “Вести в субботу” рассказал, что компания полностью меняет свою стратегию в отношении европейского газового рынка. “Наша стратегия меняется в отношении европейского рынка в принципе, решение об остановке “Южного потока” – это начало конца нашей модели работы на рынке, когда мы ориентировались на поставки конечному потребителю”, – пояснил он.

Пересмотр европейской стратегии, по словам экспертов, очевиден. “При условии нормального сотрудничества с Евросоюзом (ЕС) деятельность “Газпрома” в Европе могла бы быть выгодной. Однако сейчас вопрос газовых поставок в Европе слишком политизирован. Европа готова диверсифицировать свои поставки даже за счет переплаты за азербайджанский газ”, – напоминает аналитик Sberbank Investment Research Валерий Нестеров. А раз так, “Газпрому” приходится лишь минимизировать свои возможные потери.

Новым решением может стать продажа российского газа на специальных газовых хабах, подобных тому, что Россия предложила Турции. “С учетом растущих потребностей Турции мы готовы не только расширить “Голубой поток”, но и построить еще одну трубопроводную систему для того, чтобы обеспечить растущие потребности турецкой экономики, а если будет признано целесообразным, то создать на турецкой территории на границе с Грецией и дополнительный так называемый газовый хаб для потребителей в Южной Европе”, – говорил в начале декабря президент России Владимир Путин.

Тем самым изменится механизм передачи самого газа, а значит, “Газпром” снимет с себя ответственность за доведение поставки до конечного европейского потребителя, указывает руководитель отдела инвестиционного анализа компании “Универ” Дмитрий Александров. Правда, предупреждает эксперт, если отношения между Москвой и Брюсселем будут накаляться и дальше, российская энергокомпания вполне может кардинально пересмотреть вопрос ценообразования. “Крайней мерой для ЕС может стать решение “Газпрома” перейти на спотовое ценообразование”, – поясняет он. (Независимая газета/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий