После перехода “Башнефти” под контроль государства и освобождения из-под ареста ее бывшего владельца Владимира Евтушенкова проблемы компании и ее партнеров начали стремительно решаться. 22 января суд сохранил за СП “Башнефти” с “ЛУКойлом” лицензию на разработку крупных месторождений им. Требса и Титова, отменив решения предыдущих инстанций. Дальнейшая судьба СП, полагают аналитики, будет зависеть от будущего нового владельца “Башнефти”, однако даже сроки ее повторной приватизации еще не определены.
Девятый арбитражный апелляционный суд вернул СП “Башнефти” и “ЛУКойла” “Башнефть-Полюс” лицензию на разработку месторождений им. Требса и Титова в Ненецком АО. Суд удовлетворил апелляцию, поданную “Башнефтью”, “ЛУКойлом”, “Башнефть-Полюс” и Роснедрами, которые требовали отмены декабрьского решения арбитражного суда Москвы. Тогда по иску миноритария “Башнефти” Раили Иноземцевой (владеет десятью акциями) лицензия была отнята у СП и передана напрямую “Башнефти”.
Лицензию на месторождения им. Требса и Титова, запасы которых составляют около 140 млн. т нефти (в 2014 г. добыто 900 тыс. т), “Башнефть” получила в 2011 г. за 18,1 млрд. руб. Ими интересовались почти все крупные российские нефтяники, но в итоге межправительственная компания одобрила только одну заявку. Почти одновременно в проект вошел “ЛУКойл”, получивший в “Башнефть-Полюс” 25% плюс 1 акцию за 4,8 млрд. руб. Уже тогда это вызывало претензии миноритариев “Башнефти”, считавших сделку убыточной. Двухлетние судебные разбирательства ни к чему не привели, и к весне 2014 г. лицензия была оформлена на СП. В правительстве поддерживали законность передачи и проект в целом.
Однако в июле 2014 г. Раиля Иноземцева неожиданно вновь оспорила переоформление лицензий, оценив потери нефтекомпании в $10 млрд. Тогда же стало известно о претензиях следственных органов к основному акционеру АФК “Система” (владела на тот момент 71,8% акций “Башнефти”) Владимиру Евтушенкову, которого обвинили в отмывании средств при покупке компании в 2009 г. Источники “Ъ” в отрасли считали совпадение неслучайным и отмечали, что вхождение в проект “ЛУКойла” не устраивало другие крупные нефтекомпании.
“ЛУКойл” и “Башнефть” в августе прошлого года обратились в Генпрокуратуру и назвали действия миноритариев “корпоративным рейдерством”. Однако реакции не последовало, и в начале декабря суд поддержал претензии миноритария, отменив передачу лицензии в СП. Это произошло за четыре дня до возвращения “Башнефти” в собственность государства по иску Генпрокуратуры. “Система” не стала оспаривать это решение, а уже в середине декабря 2014 г. Владимира Евтушенкова освободили из-под ареста, и президент Владимир Путин публично заявил, что у следствия нет претензий к бизнесмену. Источники “Ъ” уверяют, что некоторая задержка с оспариванием иска миноритария была связана как раз с тем, что стороны ждали разрешения ситуации по делу “Башнефти”.
Представители “Башнефти” и “ЛУКойла” 22 января заявили в суде, что миноритарий не понес убытков, переоформление лицензий прошло без нарушений, и обратили внимание на ряд “процессуальных ошибок, которые совершил суд первой инстанции”. Суд их поддержал, а юристы Раили Иноземцевой пообещали оспорить вердикт кассации.
Партнер практики по разрешению споров Goltsblat BLP Рустам Курмаев отмечает, что исходя из общей статистики судебных споров удовлетворение апелляции происходит довольно редко – примерно в 10% случаев. “Как только Евтушенков уладил все проблемы, вопросов не осталось, тем более что “ЛУКойл” тоже имеет определенное влияние и проект для него важен”, – говорит один из источников “Ъ”. Андрей Полищук из Raiffeisenbank полагает, что дальнейшая судьба СП будет зависеть от будущего собственника “Башнефти”, однако пока ни сроки, ни порядок повторной приватизации не определены. (Коммерсант/Энергетика Украины и мира)