Финальная схема создания энергетического союза ЕС, представленная 25 февраля, может оказаться гораздо опаснее для России, чем прежние слабо проработанные предложения о совместных закупках газа. Новый вариант предполагает резкий рост полномочий Еврокомиссии, которая может получить право влиять на межправительственные соглашения и даже коммерческие контракты, активно проводя внешнюю энергетическую политику. Это создает угрозу всей схеме поставок российского газа в ЕС. Источники “Коммерсанта” в отрасли и аналитики пока сомневаются, что все идеи будут реализованы. Но подобная схема уже работает в атомной энергетике, а пример Третьего энергопакета показывает, что сопротивление отрасли можно сломить.
Еврокомиссия 25 февраля опубликовала первый официальный документ, в котором описаны меры по созданию европейского энергетического союза. До сих пор представление об этих планах было смутным и ассоциировалось в основном с идеей совместных закупок газа, выдвинутой экс-премьером Польши, а теперь президентом ЕС Дональдом Туском. Еврокомиссия (ЕК) идею поддержала, но газовые компании Евросоюза (ЕС) выступили резко против, а власти ряда стран, например Германии и Великобритании, отнеслись к ней с настороженностью. Теперь планы изменились. Новая концепция энергосоюза не потеряла откровенно антироссийской направленности, но о совместных закупках газа упоминается лишь вскользь, а основной упор сделан на более реалистичные и потому более опасные для РФ идеи.
ЕК хочет получить значительную часть суверенных полномочий государств ЕС для проведения внешней энергополитики союза. По мнению ЕК, союзу нужно добиться стратегического сотрудничества с Алжиром, Турцией, Азербайджаном, Туркменистаном и странами Ближнего Востока. Вице-президент ЕК по энергосоюзу Марош Шефчович даже заявил 25 февраля, что в будущем надеется на поставки газа из Ирана (находится под санкциями, в том числе и европейскими) и Ирака. Трехсторонний меморандум о взаимопонимании по строительству Транскаспийского газопровода между Туркменистаном и Азербайджаном (с дальнейшим экспортом в Европу) ЕК собирается подписать уже в этом году.
Зато Россия – крупнейший поставщик нефти, нефтепродуктов и газа и один из крупнейших поставщиков угля и ядерного топлива в ЕС – в число стратегических партнеров не вошла. “ЕС рассмотрит переформатирование энергетических отношений с Россией, когда сложатся подходящие условия”, – это единственное упоминание страны в документе.
Вместе с тем в нем подробнее всего освещены задачи диверсификации поставок именно в тех сферах, где зависимость от России наиболее велика. Уголь вообще не фигурирует, нефть упомянута вскользь. Основное внимание уделено газу, также ЕК предлагает ужесточить контроль над ядерными проектами и контрактами. Наиболее существенным для будущих отношений с РФ является желание ЕК на самой ранней стадии получать информацию о готовящихся межправительственных соглашениях в сфере энергетики между государствами ЕС и третьими странами. Сейчас ЕК получает копии таких соглашений только после их подписания. Комиссия хочет участвовать в переговорах и влиять на содержание соглашений – в частности, включать в них некие “стандартные условия”. (Центр энергетической экспертизы/Энергетика Украины и мира)