На прошлой неделе группа “Приват” оказалась в шаге от потери контроля над ключевым нефтеранспортным активом страны – ПАО “Укртранснефть”. Если этот процесс будет доведен до логичного завершения, весь нефтяной бизнес Игоря Коломойского пойдет под откос, тем самым вынудив бизнесмена уйти из этой ниши.
Последние дни внимание участников энергорынка было приковано к событиям вокруг смены главы правления ПАО “Укртранснафта”. В какой-то степени популярности этому событию придало то, что на сутки центральный офис этой компании превратился в такую себе мини-зону АТО: новый управляющий Юрий Мирошник заходил в кабинет при помощи “Альфы”, а оттуда его уже вытесняли люди в камуфляже Александра Лазорко. Но стержень интриги был все-таки в другом: наблюдатели отчаянно пытались выяснить имя человека, рискнувшего пойти против группы “Приват”, которая сейчас находится на пике своей влиятельности.
По версии фактического работодателя Лазорко – Игоря Коломойского, у него есть два оппонента. Первый – депутат от Блока Порошенко Игорь Кононенко, который в президентской команде играет роль “смотрящего” за топливно-энергетическим комплексом. Второй – депутат Игорь Еремеев. По совместительству он является совладельцем сети автозаправок WOG, а значит – конкурентом “Привата” на розничном рынке.
Но это далеко не единственная причина для спора Коломойского с Еремеевым. Повод для конфликта между этими бизнесменами возник еще в прошлом году, когда многострадальная “Уктранснафта” откачала из нескольких трубопроводных веток так называемую технологическую нефть. Одним из опустошенных каналов оказалась труба, по которой к системе был запитан Херсонский НПЗ Игоря Еремеева, который воспринял этот жест как попытку исключить его из числа нефтепереработчиков.
Для участников рынка эта болезненная реакция Игоря Мироновича оказалась непонятной, ведь Херсонский завод уже около 10 лет простаивает и сейчас фактически представляет собой груду металлолома. Но на самом деле вопрос обстоял глубже: дело в том, что отсоединение этого НПЗ от магистральной системы лишало его статуса “отечественного нефтепереработчика”, который нужен для участия в тендерах крупнейшего оптового клиента в стране – госкомпании “Укрзализнычпостач”.
Справедливости ради нужно сказать, что Еремеев смог компенсировать потерянные на нефтепродуктовом рынке деньги за счет газовой ниши (речь о назначении близкого основателям WOG Сергея Костюка в государственную “Укргаздобычу”). Но, судя по последним событиям на “Укртранснефти”, осадок у луцкого бизнесмена все-таки остался. По данным UAprom, стратегия Игоря Еремеева была относительно простой: Юрий Мирошник назначался в “Укртранснефть” всего на несколько недель, в течение которых он должен был найти компромат на отстраненного Лазорко. А уже после того как для смещения “приватовского” менеджера найдутся настоящие причины, на его замену должен был прийти выходец из WOG.
Выполнить этот план было проще простого, ведь за пять лет управления Александр Лазорко фактически превратил “Укртранснефть” в филиал нефтяного крыла группы “Приват”. Самый яркий тому пример – согласие ПАО платить по двойному тарифу западно-украинским заводам днепропетровцев за хранение упомянутой технологической нефти.
Несмотря на эти обвинения, пока что Коломойскому удается держать удар: после встречи с Петром Порошенко он заявил о том, что назначение Мирошника будет отменено. Правда, при этом бизнесмен признал и тот факт, что Лазорко на предприятие также не вернется. По информации источников UAprom, сейчас рассматривается сценарий, при котором на “Укртранснефти” будет проведена независимая проверка одной из компаний-аудиторов, на период которой исполнять обязанности руководителя будет первый замглавы правления Наталья Парахоняк.
Если результаты этой ревизии окажутся компроментирующими для “Привата”, группа потеряет, так сказать, “моральное право” настаивать на сохранении оперативного контроля над этим предприятием. А это грозит крахом всей ее нефтяной империи, ведь в последнее время Кременчугскому НПЗ Коломойского удавалось оставаться на плаву лишь благодаря усилиям “Укртранснефти”, которая обеспечивала его и сырьем и максимально удобными (выгодными) каналами его транспортировки. В новых же реалиях кременчугский завод может лишиться этих тепличных условий, что автоматически ставит знак вопроса о дальнейшей судьбе главных потребителей его продукции – розничной сети “Привата”. (Uaprom.info/Энергетика Украины и мира)