Уверенность в успехе экспортного газового проекта “Турецкий поток” тает. Понимая, что в случае провала широко разрекламированного начинания придется не только терять лицо, но и оправдываться за уже понесенные многомиллиардные затраты, российское руководство действует сейчас сразу в двух направлениях, пишет партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин для Московского центра Карнеги.
Во-первых, глава “Газпрома” Алексей Миллер торопит европейцев с принятием решения по строительству трубопроводной инфраструктуры, которая должна доставить им российский газ от будущего хаба на турецко-греческой границе. Затея провальная, поскольку покупатели российского газа не намерены тратить огромные средства на то, чтобы по прихоти поставщика переключаться с украинских транзитных путей на более длинный и представляющийся вполне мифическим маршрут через Черное море и Турцию. К тому же в долгосрочных контрактах “Газпрома” с европейскими потребителями, некоторые из которых рассчитаны на период до 2035 г., обозначены пункты приема-передачи газа на украинской границе, и затевать пересмотр договоренностей в Европе тоже мало кто согласен, передает портал carnegie.ru.
Пытаясь склонить европейских потребителей газа в свою пользу, Миллер настойчиво предупреждает их о том, что они могут не успеть со сменой маршрутов, так как “Газпром” вскоре якобы переключится на новый рынок – китайский, куда будет отправляться больше российского газа, чем в Европу. Европейцы, однако, пугаться не торопятся и на неуклюжие попытки газпромовского шантажа никак не реагируют.
В то, что Китай заменит “Газпрому” Европу, верят, пожалуй, только в “Газпроме”, да и то лишь для отчета руководству страны. В последнем прогнозе ВР отмечается, что импорт трубопроводного газа в КНР с 2020 г. по 2035 г. увеличиваться не будет, а именно этот период отведен российским монополистом на бурный рост поставок газа в восточном направлении. “Заявленных “Газпромом” объемов мы здесь не видим”, – признает главный экономист ВР по России и СНГ Владимир Дребенцов.
Внутренний спрос на газ фактически стагнирует. Расчеты на огромные поставки в Китай не оправдываются. Китайцы отказались финансировать проект “Сила Сибири” и могут согласиться принять газ по трассе “Алтай” только в том случае, если “Газпром” профинансирует продолжение этого газопровода по китайской территории, то есть еще на 4 тыс. км. Пара-тройка проектов производства и экспорта сжиженного природного газа – капля в море. “Газпрому” остается рассчитывать лишь на традиционных покупателей в Европе, где потребители и регуляторы одержимы идеями энергосбережения, энергоэффективности, альтернативных видов энергии, диверсификации поставщиков и свободой конкуренции. (Dv.ee/Энергетика Украины и мира)