В Мангыстауской области поступления экспортной таможенной пошлины по итогам четырех месяцев 2015 г. составило 46,793 млрд. тенге. В целом объем экспорта “черного золота” по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 19%.
По словам руководителя таможенного поста “Энергетический” Ержигита Абайулы, к снижению объемов послужила ситуация на мировом рынке – снижение мировых котировок на нефть. С июня 2014 г. постепенно начали снижаться объемы экспорта сырой нефти, а с августа месяца Минэнерго РК было ориентировано о насыщении в первоочередном порядке внутреннего рынка.
На сегодняшний день лидерами среди покупателей продукции из Мангистауского региона являются европейские страны – Швейцария, Австрия, Нидерланды, Италия и Франция. Экспорт нефти с территории Мангистауской области осуществляется через морской порт Актау, а также по трубопроводу “Узень-Атырау-Самара”.
Через морской порт экспорт нефти осуществляется по трем направлениям. Морские порты Азербайджана “Баку”, “Сангачал”, “Апшерон”, “Дюбенди” и далее по трубопроводам в направлении “Баку-Тбилиси-Джейхан”, “Баку-Тбилиси-Кулеви”, “Баку-Тбилиси-Батуми”, “Баку-Тбилиси-Супса”. Окончательным местом убытия сырой нефти являются морские порты “Кулеви”, “Батуми”, “Супса” находящиеся на территории Грузии и морской порт Турции “Джейхан”. Морской порт “Махачкала” в России, далее по трубопроводу “Махачкала-Шесхарис” до пункта вывоза экспорта нефти в порту “Новороссийск”. Морской порт “Нека” в Иране.
Относительно перемещения нефти посредством трубопроводного транспорта – нефть перемещается по нефтепроводу “Узень-Атырау-Самара”, и окончательным пунктом убытия нефти являются морские порты Российской Федерации “Новороссийск”, “Усть-Луга” и “Приморск”. (Zakon.kz/Энергетика Украины и мира)