14 мая Высший хозяйственный суд Украины подтвердил законность наложения ареста на все имущество госпредприятия “Черниговнефтегазгеология”.
Таким образом были узаконены действия автора этих санкций – государственной исполнительной службы Черниговского городского управления юстиции. Поводом для обездвиживания активов стали многомиллионные просроченные долги предприятия. Но, учитывая его государственный статус, это не удивительно: Украина практически не вкладывает деньги в геологоразведку, тем самым истощая финансовые резервы профильных предприятий, к которым относится и “Черниговнефтегазгеология”.
Решения Высшего хозсуда не подлежат пересмотру. Поэтому даже самому безнадежному оптимисту понятна дальнейшая судьба компании: вскоре ее обездвиженные активы могут быть выставлены на торги, а полученные от их реализации средства направлены на погашение долгов. Таким образом, “Черниговнефтегазгеология”, старожил рынка, может превратиться в пустышку и ликвидироваться.
Резонанс от этого события выйдет далеко за коммерческие горизонты данного предприятия.
Для того, чтобы с этим согласиться, достаточно сказать, что “Черниговнефтегазгеология” входит в состав ПАО “Национальная акционерная компания “Надра Украины”, а следовательно ее расформирование напрямую отразится на состоянии материнской структуры. Для НАК это будет уже не первая потеря. Пару лет назад была ликвидирована “Горловразведка”, а в прошлом году “Надра Украины” утратили оперативный контроль над “Крымгеологией”. Правда, в последнем случае причиной стали известные события на полуострове, поэтому обвинять менеджмент материнской компании тут особо не в чем.
В последние годы производственная активность НАК напоминает скорее имитацию бурной деятельности, чем реальную работу. Для понимания этого достаточно напомнить, что в прошлом году собственные затраты на инвестиционную деятельность НАК составили целых 484 тыс. грн. При этом она освоила 10,96 млн. грн., которые были выделены из госбюджета на реализацию программы “Развитие минерально-сырьевой базы”, курируемой Государственной службой геологии и недр.
Однако эти скромные показатели не мешают “Надрам” вести активную публичную деятельность. Например, в марте 2015 г. на ежегодном съезде Канадской ассоциации исследователей и разработчиков полезных ископаемых председатель правления национальной компании Ярослав Климович представил инвестиционные проекты предприятия перед международными инвесторами из стран Европы и Центральной Азии.
Определенная польза от подобных встреч есть. Правда, она находится в плоскости деклараций о намерениях: недавно меморандумы о совместной деятельности были подписаны с польской EXALO Drilling S.A. и словацкой NAFTA a.s. А в ближайшее время аналогичное соглашение может быть подписано с международной буровой группой Baker Hughes – соответствующие предварительные переговоры уже проведены.
Налаженные контакты с заморскими компаниями необходимы НАК для реализации ее далеко идущих планов. Например, на этот год госпредприятие предлагало правительству предусмотреть в бюджете страны государственные гарантии на сумму 3,7 млрд. грн. на программу геологоразведки и расширения минеральной базы Украины.
Таким образом НАК “Надра Украины” хочет решить свою главную хроническую проблему – дефицит инвестиций в геологоразведку. “Это позволит прирастить минеральную базу страны на 1 млрд. куб. м условного топлива” – так мотивировали в компании свое предложение.
По иронии судьбы достигать этой цели компании уже нечем: ее парку авто- и спецтехники, насчитывающему более 500 единиц, уже больше двадцати лет. А на буровые установки “Уралмаш” и Р-80, которые использует НАК, уже давно с вожделением поглядывают сотрудники музеев.
Устаревшая производственная база делает из “Надр Украины” раздатчика прав на эксплуатацию собственных месторождений. И компания тем самым дублирует функции Государственной службы геологии и недр и Министерства экологии и природных ресурсов. Именно поэтому госпредприятие демонстрирует фантастические темпы производственного спада.
За последние десять лет ее показатели добычи сократились в пятьдесят раз, в том числе за 2014 г. (в сравнении с 2013 г.) – в 2,3 раза до 11 млн. куб. м газа. Такие объемы конкурент “Надр Украины” – “Укргаздобыча” – добывает за полдня, но скоро у нее не будет и этого, ведь взятый несколько лет назад курс на самоуничтожение продолжается. Яркий пример тому – прошлогодняя передача части своего оборудования в пользование ООО “Инженерно-буровая группа “Тритон”, что стало обычной практикой в период управления “Надрами” опальным Эдуардом Ставицким.
Такого рода партнерство чревато тем, что по пути “Черниговнефтегазгеологии” вскоре могут пойти другие дочерние структуры государственной компании. И первые претенденты среди них уже сесть. Так, в прошлом году были обездвижены активы “Миргороднефтегазразведки”, а месяц назад против этого предприятия (по инициативе ООО “Научно-производственное предприятие передовых технологий “Зонд”) была начата процедура банкротства. Еще веселее обстановка у “Полтаванефтегазгеологии”, в отношении которой уже открыта ликвидационная процедура.
Если пущенные по этим предприятиям процессы будут доведены до логического конца, у НАК “Надра Украины” останется только три базовых подразделения: “Западукргеология”, “Центрукргеология” и “Житомирбурразведка”. Но с таким приданным компании Ярослава Климовича впору думать не о привлечении заморских инвесторов, а о вечном. (Comments.ua/Энергетика Украины и мира)