НКРЭКУ заморозил деньги облгазов и потребителей – первый блин реформы газового рынка оказался финансовым комом.
Стартовавшая реформа газового рынка уже приносит первые “неожиданности” его участникам. На днях все участники рынка – НАК “Нафтогаз Украины”, “Укртрансгаз”, распределительные и поставляющие компании (бывшие облгазы, разделенные согласно закону о рынке природного газа на транспортную и сбытовую составляющие), в буквальном смысле попали под каток регулятора – НКРЭКУ. Комиссия изменила алгоритм распределения средств, которые поступают от потребителей на текущие счета со спецрежимом использования поставщиков газа. В итоге на конец июля на счетах в Ощадбанке в прямом смысле зависло более миллиарда гривен, под угрозой оказалась стабильность расчетов поставщиков с собственником ресурса – НАК “Нафтогаз Украины”.
Закон о рынке природного газа предполагал разделение облгазов по видам деятельности с 1 июля текущего года. Облгазы выполнили требования закона и разделились – на распределительные и поставляющие компании.
Однако самое интересное началось потом. Действовавший до 1 июля алгоритм распределения выручки от продажи газа предполагал пропорциональное распределение средств, поступающих на спецсчета облгазов, между участниками рынка: около 80% поступало в адрес “Нафтогаза” в качестве оплаты за сам газ, 8-10% – “Укртрансгазу” и облгазам за транспортировку топлива, 2-3% – за услуги по поставке тем же облгазам.
Однако с 1 июля, после разделения облгазов на две разные компании, новосозданные поставщики газа открыли в Ощадбанке уже свои спецсчета (а облгазы, соответственно, спецсчета аннулировали), на которые поступают деньги от потребителей газа. Чтобы распределять эти деньги между участниками рынка, НКРЭКУ ввел в действие новый алгоритм.
Однако он предусматривает изъятие части средств, принадлежащих газораспределительным предприятиям за услуги по распределению газа (в объеме расходов на производственно-технологические расходы, нормируемые расходы и собственные нужды, которые включаются в тариф на распределение, или технологический газ), со счета со спецрежимом использования гарантированного поставщика на текущий счет НАК “Нафтогаз Украины”. То есть НКРЭКУ, в нарушение Хозяйственного кодекса, решил, что расчеты за технологический газ будут осуществляться при отсутствии договорных отношений между гарантированным поставщиком и “Нафтогазом”.
В новом алгоритме по большинству областей вообще не оказалось процентов распределения выручки со спецсчетов. То есть деньги от потребителей, которые поступают на спецсчета в Ощадбанк, там просто аккумулируются. С учетом объема потребления газа населением на уровне 300 млн. куб. м в месяц, с 1 июля на спецсчетах по всей стране уже зависли более 1 млрд. грн., которыми не могут воспользоваться ни “Нафтогаз”, ни “Укртрансгаз”, ни распределительные компании.
Несмотря на то, что инициаторы изменения алгоритма преследовали цель уменьшить задолженность распределительных компаний перед “Нафтогазом”, последний предупреждал НКРЭКУ о том, что данный алгоритм не сработает из-за невозможности использовать полученные деньги от других участников рынка без наличия договорных отношений. Это противоречит ст. 11 Гражданского кодекса Украины.
В сухом остатке, изменение алгоритма распределения средств лишает распределительные предприятия возможности получения денежных средств за транспорт газа и права на формирование и распоряжение прибылью. А зависшая выручка от проданного газа, вместо ожидаемого чиновниками НКРЭКУ повышения уровня расчетов, лишь усугубит ситуацию с долгами за газ перед “Нафтогазом”, которые перевалили за 22 млрд. грн. (Дмитрий Марунич, Сопредседатель Фонда энергетических стратегий, Forbes.ua/Энергетика Украины и мира)