Еще совсем недавно предполагалось, что в этом году государство окончательно выйдет из электроэнергетического бизнеса, продав его ключевые активы. Но затем правительство издало постановление №612, которым фактически заморозило приватизацию.

“Продажа акций объектов топливно-энергетического комплекса, принадлежащих государству в хозяйственных обществах, на фондовых биржах прекращается”, – говорится в документе. И хотя, как 3 сентября заявили в ФГИ, продать несколько ТЭЦ и пакеты акций облэнерго возможно и до конца года, вряд ли это произойдет. Ведь, по словам глава ФГИУ Игоря Билоуса, американские партнеры, в частности USAID, уже пообещали Украине выделить порядка $5-7 млн. технической помощи на организацию приватизационных конкурсов, в первую очередь по объектам энергетики. А значит пройдет еще не один месяц, пока объекты оценят и ту самую сенсационную приватизацию подготовят.

Официальная причина отложенного старта объясняется желанием власти не прогадать: Кабмин посчитал сформированные стартовые цены на предлагаемые лоты слишком низкими и решил их пересмотреть. Впрочем, способ, которым эту задачу панируется выполнить, весьма неоднозначен. В соответствии с упомянутым августовским постановлением, отныне начальная цена на лот будет формулироваться “при определении условий продажи”. Злоупотребить этой формулой проще простого: под видом чрезмерных требований к потенциальному инвестору, стартовую стоимость можно мотивированно занизить. Или наоборот: установить высокую входную планку в обмен на либеральные инвестиционные обязательства будущего хозяина предприятия.

Таким образом, мягко говоря, не факт, что пущенный Кабмином пересмотр начальной цены сработает на госбюджет. Но неоспоримые преимущества у переноса сроков приватизации все-таки есть. Например, он аннулирует риски влияния прогнозируемо скромных результатов конкурсов ФГИ на рейтинг провластных партий, которые уже включились в борьбу за голоса на местных выборах. При этом приватизационная блокада дает Арсению Яценюка своеобразный рычаг влияния на Петра Порошенко, с которым они сейчас находятся на стадии активных переговоров о переформатировании состава правительства.

Премьер-министр даже не пытается скрывать, что ключевая должность, которую он хотел бы получить в управление своей команды – министр энергетики и угольной промышленности. Настаивать на этом Яценюку позволяют минимум два обстоятельства. Первое: нынешний глава этого ведомства Владимир Демчишин откровенно не справляется с управлением отраслью, проваливая одну задачу за другой (из последних – фиаско программы по накоплению угля для тепловых электростанций). Второе: не располагая фактически ни одной кадровой единицей в ТЭК, Яценюк не имеет возможности контролировать процесс вышеупомянутой приватизации. А это особенно обидно, если учесть, что предстоящие торги Фонда госимущества Украины являются последними для отечественной энергетики, ведь на них будут реализованы все ключевые профильные активы.

Не дожидаясь согласия президентского лагеря на заклание Демчишина, премьерская команда уже полным ходом реализовывает свой план. Например, недавно Кабмин дал жизнь постановлению №539, которым полномочия главы Координационного центра по обеспечению внедрения так называемой новой модели рынка электроэнергии были переданы от главы Минэнерго к председателю правительства. Эти полномочия позволят Арсению Яценюку держать руку на пульсе кардинального реформирования энергорынка, подразумевающего (в том числе) изменение схемы движения средств между его участниками. Но, судя по всему, сейчас этого ему стало мало, и он предлагает вновь вернуться к вопросу о переформатировании кадровой вертикали в ТЭК. Тем более, что с выходом из коалиции “либералов”, для этого появился отличный повод. (Деловая столица/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий