В первом полугодии 2015 г. капитальные затраты публичных американских нефтегазовых компаний, по оценке консалтинговой компании Factset, превысили выручку от продажи нефти примерно на $32 млрд. За весь 2014 г. этот показатель составил $37,7 млрд.

В мае и июне, по данным Управления энергетической информации США (EIA), добыча нефти в стране снижалась. Некоторые аналитики ожидают продолжения тренда, поскольку нехватка финансов ограничивает способность компаний бурить новые скважины. Это подтверждается и сокращением парка действующих буровых станков. По сравнению с пиковым значением октября 2014 г. он снизился, по данным Baker Hughes, примерно на 59%.

Но добыча падает не столь сильно. В августе EIA снизило средний прогноз добычи нефти в США в 2015 г. на 100000 баррелей в день до 9,4 млн. баррелей в день, а в 2016 г. – на 400000 баррелей в день до 9 млн. баррелей в день.

Нехватка средств заставляла компании продавать акции или активы и привлекать займы. В результате их совокупный чистый долг вырос с $81 млрд. в конце 2010 г. до $169 млрд. в июне 2015 г., по данным Factset. Появляется и замедление притока капитала в отрасль. Если в I квартале американские нефтяные компании продали акции на $10,8 млрд., то во II квартале – на $3,7 млрд., а в июле и августе – менее чем на $1 млрд., согласно Dealogic. Кроме того, если в первом полугодии они ежемесячно привлекали в среднем $6,5 млрд. через облигации, то за июль и август в целом – только $1,7 млрд.

Должно произойти разделение добывающих сланцевую нефть компаний на хорошие и плохие, уверен директор глобального отдела анализа сырьевых рынков Citigroup Эдвард Морс: “Точно так же, как финансовый сектор способствовал впечатляющему росту отрасли, теперь он приведет к ее консолидации и сокращению”.

Аналитики ожидают волну банкротств и сделок слияний и поглощений. По данным Standard & Poor’s (S&P), в этом году 16 американских нефтедобывающих компаний уже допустили дефолт. Самой крупной жертвой оказалась Samson Resources, объявившая в августе о намерении подать заявление о банкротстве. В 2011 г. консорциум инвесторов во главе с KKR приобрел эту компанию за $7,2 млрд. У восьми нефтяных компаний кредитный рейтинг равен CCC или ниже. По словам Томаса Уоттерса из S&P, это означает, что “через год или раньше у них закончатся денежные средства”.

В таких условиях критически важное значение имеют издержки. Многим компаниям удалось сократить расходы почти на четверть. Так, пионер сланцевой отрасли – EOG Resources в августе заявила, что снизила расходы на бурение одной скважины и начало добычи на месторождении Eagle Ford в Техасе до $5,5 млн. по сравнению с $6,1 млн. в 2014 г. При этом извлекаемость нефти из скважин выросла. А компания Whiting Petroleum, крупнейший нефтедобытчик на сланцевом месторождении Bakken в Северной Дакоте, на днях сообщила, что благодаря усовершенствованной технологии гидроразрыва пласта может нарастить добычу на 40-50%, увеличив издержки лишь на 15%.

Тем не менее, сектор очень неоднороден. Согласно недавнему исследованию Moody’s, самые низкие издержки полного цикла (расходы на добычу нефти и инвестиции, необходимые для восполнения запасов) у компании Seven Generations (около $20/баррель), а самые высокие – у Breitburn Energy Partners и Denbury Resources (примерно $70). Медиана равна $51. При нынешней цене на нефть WTI менее $46 более половины компаний убыточны.

Ситуация на рынке нефти останется сложной и в 2016 г., поскольку из-за возвращения Ирана на мировой рынок сохранится избыток предложения, сказано в докладе Morgan Stanley. Но эксперты банка по-прежнему ждут восстановления цен в 2017-2018 гг. Тогда стоимость нефти Brent может, по их прогнозам, превысить $85/баррель. (Ведомости/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий