Отечественные энергетики начали активный импорт угля из России и зоны АТО. Так Киев надеется наверстать проваленную программу по подготовке к отопительному сезону.
С первых чисел осени склады украинских ТЭС стали резко прирастать запасами угля. За одну только первую неделю сентября энергетики увеличили объем на 2% до 1,444 млн. т. Кому-то такой подъем может показаться небольшим, но на этот скепсис есть что возразить: последний год антрацитовые резервы отечественных теплоэнергетиков только сокращались, поэтому сейчас удивляют не сами цифры, а переломный момент.
В Министерстве энергетики объясняют свой успех просто. С недавних пор в промышленных объемах начались поставки угля из зоны АТО. При этом на днях Москвой был отменен негласный мораторий на поставку в Украину российского антрацита. Все это позволило организовать сбыт тепловикам сотни тысяч тонн угольной продукции в месяц, что не только компенсирует текущие потребности ТЭС, а и позволяет работать про запас. Под воздействием этой эйфории, ведомство Владимира Демчишина даже издало приказ №566, которым был утвержден уровень запасов угля на тепловых станциях. В соответствии с ним, к 1 ноября на их складах должно быть 2,8 млн. т угля.
Сейчас в резервах есть чуть больше половины этой цифры. Правда, в успех не верится даже учитывая взятые темпы. В первую очередь, из-за ненадежности поставок. Свежий пример: 2 сентября самопровозглашенная ДНР прекратила поставки угля на свободную от сепаратизма территорию. “Украина не желает вести диалог в политическом поле, поэтому приходится оказывать давление в экономическом плане”, – 8 сентября объяснил произошедшее так называемый министр транспорта ДНР Семен Кузьменко. В Киеве оперативно отреагировали на этот выпад, сообщив, что с 8 сентября отгрузка антрацита возобновлена. Правда, называть это хорошей новостью сложно. Как минимум, потому что это свидетельствует о том, что центральная власть пошла на уступки оккупантам (по неофициальным данным, речь идет о начале промышленных поставок в зону АТО нефтепродуктов и расходников железнодорожной инфраструктуры). Да и в целом закупки угля у оккупированного Донбасса фактически означают начало коммерческих отношений Украины с сепаратистами. Кстати, в Киеве этого никто особо не скрывает. Например, месяц назад (12 августа) Кабмин официально согласовал возможность вывоза угля из зоны АТО на подконтрольную украинским властям территорию.
По данным “Деловой столицы”, поставка этой продукции будет осуществляться по трем маршрутам. Но, несмотря на разницу в протяженности (от 10 до 300 км), у них есть один общий знаменатель: все они проложены через приграничную территорию РФ, а это означает, что сейчас ключевые источники насыщения украинского рынка энергетическим углем находятся в руках Москвы.
Кроме затасканных лозунгов о потере энергетической зависимости Украины в очередном секторе ТЭК, этот расклад может спровоцировать много нового. Например, окончательную апатию у украинских чиновников в вопросах поиска альтернативных каналов поставок угля. Пользуясь этим, стратеги из Белокаменной постепенно будут приручать украинскую тепловую энергетику к периодическим срывам поставок топлива (как это уже было в сентябре). Таким образом, подопечные Путина фактически могут регулировать запасы угля в Украине, а вместе с ним – и вопрос прохождения как минимум ближайшего отопительного сезона. (Деловая столица/Энергетика Украины и мира)