Вокруг предприятия “Укргаздобыча” продолжаются разбирательства с участием правоохранительных органов. Одновременно, невзирая на недавнюю смену руководства предприятия, участники рынка товарных бирж критикуют процедуры по выбору площадки для продажи энергосырья.
ПАО “Укргаздобыча” является основным добытчиком природного газа и газового конденсата в Украине. По данным компании, в прошлом году она добыла 15,1 млрд. куб. м газа – 75% от всей добычи этого полезного ископаемого в стране. 100% акций предприятия принадлежат НАК “Нафтогаз Украины”.
Претензии силовиков заключаются в выборе партнеров, в том числе по продаже сжиженного газа и нефтепродуктов. 12 августа суд выдал разрешение на проведение внеплановой ревизии хозяйственной деятельности предприятия в рамках уголовного производства. Согласно данным Единого реестра судебных решений, с апреля главным следственным управлением Генеральной прокуратуры Украины проводится досудебное расследование по факту совершения служащими ПАО “Укргаздобыча” уголовного правонарушения. Речь идет о нарушении 5 части 191 ст. Уголовного кодекса Украины: “присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением в особо крупных размерах”.
Согласно данным следствия, “материалы досудебного производства внесены в Реестр досудебных расследований на основании коллективных обращений народных депутатов в отношении злоупотребления служебным положением служащих ПАО “Укргаздобыча”, НАК “Нафтогаз Украины”, ООО “ВОГ Трейдинг”, ООО “Клевер ПМ”, ООО “Укра”, ООО “Вог Аэро Джет”, “Феон”, ООО “Надра Геоцентр”.
В 2014-2015 гг., по данным обращений народных депутатов, служащие ПАО “Укргаздобыча”, “пребывая в сговоре с сотрудниками ООО “ВОГ Аэро Джет”, МПП “Феон”, ООО “ВОГ Трейдинг”, ООО “Клевер ПМ”, ООО “Юкра”, заключили договоры, по которым ПАО “Укргаздобыча” совершило поставку указанным предприятиям бензина, конденсата, сжиженного газа по цене, значительно ниже рыночной”. Это причинило государственному предприятию ущерб в особо крупных размерах.
В документах суда также упоминается, что, согласно данным АМКУ, в 2014 г. ПАО “Укргаздобыча” продавала сжиженный газ за пределами аукционов, нарушая закон Украины “О нефти и газе”.
Указанные нарушения – не единственные вопросы, которые в данный момент есть к ПАО “Укргаздобыча”. По информации Forbes, юрлица, связанные с “Укргаздобычей”, получали запросы от Государственной финансовой инспекции и Главного управления разведывательной защиты интересов государства в сфере экономической безопасности, в том числе на основании закона Украины “О контрразведывательной деятельности”.
Одновременно ассоциация “Союз бирж Украины”, “Профессиональные участники товарного биржевого рынка” и Ассоциация “Биржевые и электронные площадки” обратились к руководству “Укргаздобычи” с письмом-претензией, которое есть в распоряжении Forbes. Претензия заключается в том, что предприятие выбрало для продажи сжиженного газа и нефтепродуктов биржу “Украинская межрегиональная специализированная”. Источники издания уверяют, что эта площадка ранее не вела хозяйственной деятельности, а в штате предприятия числился один человек.
По данным “Украинской межрегиональной специализированной биржи”, которая и специализируется на торгах ресурсами “Укргаздобычи”, с 11 февраля по 2 сентября 2015 г. на площадке было заключено 1961 сделка на сумму свыше 3 млрд. грн.
В ПАО “Укргаздобыча” на запрос Forbes о том, почему для торгов была выбрана именно ТБ “Украинская межрегиональная специализированная”, ответили, что договор с данной биржей был заключен в апреле 2015 г. – для проведения биржевых торгов по продаже нефтепродуктов и конденсата. “Эти договоры были заключены прошлым руководством компании”, – отметили в “Укргаздобыче”.
26 июня на место главы правления предприятия был выбран Олег Прохоренко – бывший младший партнер компании McKinsey&Company. До него руководством компании занимался Сергей Костюк. Также предприятие связывали – в том числе, в соответствии с материалами силовых структур, которые имеются в распоряжении Forbes – с ныне покойным бизнесменом Игорем Еремеевым.
“В “Укргаздобыче” были изменены правила выбора бирж для продажи газового конденсата: теперь не нужно проводить конкурсы, и они сами выбирают биржу. Хотя на рынке есть много бирж, но так как выбираются они на усмотрение людей, которые отвечают за “Укргаздобычу”, то к выбору этому есть много вопросов. Оценить же эффективность торгов на бирже сложно, поскольку мы не знаем стартовых цен по газу и нефти. Необходима хоть какая-то формула, которая позволит это оценить”, – объяснил Forbes глава Ассоциации “Союз бирж Украины” Борис Бернштейн.
В Украине действуют несколько сотен товарных бирж, многие из которых выполняют формальную роль посредника при заключении договоров. То есть ситуация с УГД и выбранной ими площадкой для торгов не является уникальной.
Согласно данным Forbes, такая ситуация с товарными площадками уже в следующем году может измениться. В рамках проводимых в государстве реформ готовится новая законодательная база для регулирования в том числе товарных бирж. Речь идет о законе “О регулируемых рынках”, который будет синхронизирован с европейскими директивами и нормами.
“Мы введем новые понятия регулируемого рынка, при которых Комиссия определяет правила и стандарты торгов на продукцию. Тогда как товарные биржи Украины нельзя назвать биржами по мировым стандартам. Они не являются элементом финансовой инфраструктуры и не играют роль института, где происходит прозрачное ценообразование”, – подчеркивает глава Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Тимур Хромаев.
По его словам, на этих площадках нет прозрачного ценообразования, да и сами товарные биржи не гарантируют расчеты. В публичном плане они не добавляют прозрачности процессу торгов, не влияют на стоимость энергоресурсов в государстве. “В существующем виде мы говорим о двусторонней сделке, которая просто оформляется биржей”, – уточняет Хромаев.
И в будущем НКЦБФР хочет взять на себя надзор над регулируемым рынком, включая вопросы капитализации, технического компонента, гарантирования прав собственности, прозрачного проведения торгов, и так далее. По европейским правилам функционирования рынка электроэнергии, Украина должна иметь энергетическую биржу. Но пока что ни одна из существующих площадок не соответствует требованиям международных соглашений. (Forbes.net.ua/Энергетика Украины и мира)