Окружной административный суд Киева признал незаконным повышение тарифов на электроэнергию, утвержденное постановлением Национальной комиссии регулирования энергетики и коммунальных услуг от 26 февраля 2015 г. Смогут ли теперь украинцы платить за электроэнергию по старым тарифам, МинПром узнал с помощью экспертов.
Согласно действующей на момент принятия постановления НКРЭКУ редакции ч. 2 ст. 12 закона “Об электроэнергетике”, полномочия устанавливать тарифы на электроэнергию имела только Национальная комиссия регулирования энергетики – НКРЭ. А созданной вместо нее НКРЭКУ такие полномочия были предоставлены только законом от 4 июня 2015 г., который вступил в силу 16 июля 2015 г. То есть НКРЭКУ в феврале не имела полномочий повышать цены на свет, по мнению активистов, оспоривших постановление регулятора.
Экс-глава Национальной комиссии регулирования энергетики Валерий Кальченко в комментарии МинПромуотметил, что якобы нелегитимность НКРЭКУ, на которую ссылаются активисты, оспорившие решение Комиссии, не является грубым нарушением законодательства. “Это не грубое нарушение, это юридическая трактовка законодательства. У нас, как известно, где два юриста собрались, там три мнения. Но если в законе Украины о госбюджете-2015 есть строчка о расходах на НКРЭКУ, значит, у них есть штатное расписание, и, значит, я думаю, Комиссия имела право устанавливать тарифы”, – пояснил он.
В. Кальченко напомнил, что ОАСК в данном деле является судом I инстанции и спрогнозировал обжалование НКРЭКУ его решения в Киевском апелляционном административном суде. “То есть решение Киевского окружного административного суда не является окончательным и пока утвержденные тем постановлением тарифы являются легитимными. Вот если апелляционная инстанция примет сторону активистов – только тогда те тарифы будут признаны недействительными, хотя мне непонятна их мотивация”, – сказал экс-глава НКРЭ.
Он также прокомментировал озвученный 18 сентября на заседании Верховной Рады доклад рабочей группы по изучению обоснованности повышения тарифов ЖКХ для населения. В частности, депутат Алена Бабак сообщила о значительных расхождениях в данных ПАО “Укртрансгаз” и НАК “Нафтогаз Украины” об объемах импортного газа, который реализуется для предприятий теплокоммунэнерго – в 1,4 млрд. куб. м.
“Думаю, что полномочия устанавливать тарифы есть только у Комиссии – государственного органа со специальным статусом. Ни у самой Верховной Рады, ни у Кабинета министров таких полномочий нет. Поэтому если депутаты нашли какие-то нарушения, они должны обращаться в Комиссию, надо объявлять открытые слушания и рассматривать на них выводы рабочей группы, насколько они обоснованы. И либо принимать решение о снижении тарифов, либо тогда в случае отказа депутаты также могут обращаться в суд и требовать снижения тарифов через суд”, – пояснил В. Кальченко.
Старший партнер адвокатской компании “Кравец и партнеры” Ростислав Кравец также указывает, что решение ОАСК о незаконности февральского повышения тарифов на электроэнергию не является окончательным. Эксперт выразил мнение, что НКРЭКУ обжалует его в апелляционной инстанции. “Но, конечно же, на самом деле функция НКРЭКУ заключается именно в том, чтобы регулировать тарифы, а не помогать зарабатывать монополиям сверхприбыли”, – подчеркнул он.
По мнению Р. Кравца, если апелляционная инстанция оставит в силе решение ОАСК, то НКРЭКУ необходимо будет отреагировать и обязать поставщиков электроэнергии сделать перерасчет для населения. Ведь далеко не каждый гражданин в состоянии добиваться такого перерасчета в судебном порядке самостоятельно. “Так и было в Киеве при мэре Черновецком, когда снизили тарифы, и «Киевэнерго» сделало перерасчет. Правда, не всем”, – отметил юрист.
Он также выразил мнение, что депутаты ВР, которые сообщили о выявленных нарушениях при расчете повышенных тарифов ЖКХ для населения, должны обращаться в НКРЭКУ. “Депутатам надо не пиариться на этой теме, а обращаться в Комиссию, указывать на выявленные несоответствия и требовать их пересмотра. Но, учитывая, что у нас Комиссией руководит специалист кондитерской промышленности, я сомневаюсь, что будет принято решение о снижении тарифов”, – сказал Р. Кравец.
Глава Украинского аналитического центра Александр Охрименко подчеркивает, что тарифы всех естественных монополий в Украине не являются экономически обоснованными и подлежат пересмотру. Для того чтобы признать их обоснованными, требуется раскрыть калькуляцию расходов, пояснил эксперт. “Проверку калькуляции должны делать представители общественных организаций и оппозиции. Вот тогда нашли бы и все Мерседесы руководителя НАКа, все деньги на счетах, тогда бы мало не показалось. А у нас что получается: НАК предоставил калькуляцию, НАК проверил калькуляцию и НКРЭ ее утвердила. Это же абсурд!”, – подчеркнул А. Охрименко.
Он также выразил недоумение ссылками НАК “Нафтогаз Украины”, НАЭК “Энергоатом”, облгазов и облэнерго на коммерческую тайну, под предлогом которой они отказываются публиковать данные о своих производственных затратах. “Я не понимаю, какая может быть коммерческая тайна у монополиста? Кто ваши конкуренты, от которых у вас тайна? Если ты монополист, то должен карманы наизнанку выворачивать, показывая, что у тебя нет злоупотреблений”, – отметил эксперт.
По мнению А. Охрименко, 25-летний Дмитрий Вовк, экс-менеджер кондитерской корпорации Roshen президента Петра Порошенко, не справляется с обязанностями главы НКРЭКУ. “Он подписывает все, что ему приносят. Я думаю, специально и поставили такого, чтобы он все подписывал. А потом, когда эта власть уйдет, ему же и придется за всех отвечать. Его нельзя ставить на такую должность, даже без профильного образования, это даже чисто человеческий фактор”, – подчеркнул эксперт. (МинПром/Энергетика Украины и мира)
Это все здорово конечно. Только что теперь делать с этим постановлением? Я сегодня ходил в РЭС, написал заявление о перерасчете, а они меня вежливо так в НКРЕКП послали, мол: мы просто исполнители, какие нам тарифы дают, по тем и считаем”…Как простым смертным украинцам пользоваться этой информацией?