Азербайджану выгоден не только статус наблюдателя при Форуме стран-экспортеров газа (ФСЭГ), но и становление полноправным членом этого объединения, считает научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Станислав Притчин.
“Согласие Азербайджана на получение статуса наблюдателя при ФСЭГ является позитивным сигналом. Особое значение это имеет с учетом того, какая ситуация складывается на рынке Европы – одного из крупнейших в мире потребителей газа”, – сказал 23 ноября Притчин.
Он пояснил, что стратегия ЕС по созданию энергетического союза (единого энергетического рынка) создает невыгодную для поставщиков ситуацию, когда взаимоотношения с ЕС строятся на его условиях, притом что сам Евросоюз не несет ответственности за многомиллиардные инвестиции в проекты по добыче и транспортировке газа.
“На самом деле это представляет собой серьезную проблему, так как вся ответственность, все риски с реализацией этих проектов лежат на странах-поставщиках. И поэтому для всех игроков будет очень позитивным фактом, если в отношении ЕС будет вырабатываться хоть какой-то общий рекомендательный подход для того, чтобы не создавать излишнюю конкуренцию на европейском рынке”, – сказал Притчин.
23 ноября в Тегеране проходит третий саммит ФСЭГ, который объединяет страны, лидирующие в мире по экспорту природного газа.
В состав Форума входят 12 стран-экспортеров газа, такие как Алжир, Боливия, Венесуэла, Египет, Экваториальная Гвинея, Иран, Ливия, Нигерия, Катар, Оман, Россия и Тринидад и Тобаго, а также пять стран-наблюдателей – Нидерланды, Норвегия, Ирак и Перу.
Новым наблюдателем во ФСЭГ стал Азербайджан.
Очень часто ФСЭГ по аналогии с Организацией стран-экспортеров нефти называют “газовой ОПЕК”.
Однако, по словам Притчина, данное объединение носит совещательный характер и не является полноценным газовым картелем. ФСЭГ, как отметил Притчин, лишь вырабатывает общие подходы, которые не являются обязательными для исполнения.
В этом плане, как считает Притчин, полноправное членство в объединении, в частности Азербайджана, не повлияет на его самостоятельные решения.
Говоря о перспективах превращения ФСЭГ в аналог ОПЕК, Притчин отметил, что газовый рынок является более сложным, чем нефтяной, и требует более долгосрочных решений и инвестиций.
“Тут требуется более ответственный подход как со стороны потребителей, так и производителей/ поставщиков”, – сказал Притчин.
ФСЭГ был основан в 2001 г. в Тегеране и учрежден юридически 23 декабря 2008 г. в Москве, где министры энергетики стран-участниц приняли устав форума и подписали межправительственное соглашение.
Предыдущий саммит проходил 1-2 июля 2013 г. в Москве. Первый – 15 ноября 2011 г. в Дохе (Катар), где расположена штаб-квартира организации.
На долю стран-членов ФСЭГ приходится 42% мировой добычи газа и 70% мировых запасов газа.
Основными целями ФСЭГ является обеспечение суверенных прав стран-членов на собственные запасы природного газа и возможность самостоятельно планировать и обеспечивать экологически устойчивую, бережную и эффективную разработку и использование газа в интересах своих народов, обмен опытом, мнениями и информацией по ключевым аспектам развития газовой промышленности. (Trend/Энергетика Украины и мира)