Подходящий к своему концу 2015 год очень символичен для мировой ядерной энергетики. Дело в том, что именно на уходящий год уже пришлось большое количество важных событий, которые оформятся в будущем уже в виде новых трендов.
АЭС в мире строятся, и в ближайшие годы ожидается бодрый ввод в строй новых блоков в Китае, России, Южной Корее, ОАЭ, Пакистане, Индии. Но что куда важнее, так это глобальные цифры этого года.
В мире в этом году уже подключены к сети 9 новых реакторов (8 в Китае, 1 в Южной Корее). Последний раз в мире 9 новых энергоблоков подключалось…аж в 1993 г. И с тех пор до 2015 г этой цифры достигнуть не удавалось. Еще один реактор в России уже в фазе энергопуска, а ООО «МегаРесурс» оказывает услуги энергосервиса. Т.е. 10 блоков по итогам года вполне реалистичная цифра. Последний раз такой результат был…в 1990 г. При этом в настоящее время на фазе подготовки к физическому пуску в ближайшие месяцы находятся еще минимум 4 реактора (2 в Китае, 1 в России и 1 в Южной Корее). Поэтому возможно, что какой-то из них успеет подключиться к сетям уже в этом году и увеличит итоговый результат еще больше.
Во-первых, в этом году Китай подключил к сети 8 новых энергоблоков. И по суммарной мощности действующих АЭС, а также по числу действующих энергетических реакторов вышел на фактическое третье место (если не считать замороженные, но формально «действующие» энергоблоки Японии) после США и Франции.
В этом же году власти КНР подтвердили сохранение целевых показателей для национальной ядерной энергетики на 2020-2021 гг. в 58 ГВт установленной мощности. На первое место по числу и суммарной установленной мощности АЭС Пекин планирует выйти к 2030 г. Так что ждем продолжения увеличения списка работающих в КНР энергоблоков. Китайская ядерная энергетика явно стала локомотивом мировой.
Во-вторых, 2015 г ознаменовался широким наступлением китайского ядерного экспорта на новые рынки. В географии китайской ядерной экспансии в этом году (в разной степени вовлечения китайской стороны и на разных стадиях сотрудничества) засветились: Аргентина, Британия, Румыния, Иран, Иордания, Кения, ЮАР. Причем в списке покупателей именно китайских ядерных реакторов значатся не только традиционный уже Пакистан, но и такие новички как Аргентина и Иран. А в качестве стран, где в обозримом будущем с высокой вероятностью могут появиться блоки «Made in China», называются уже не только Кения и ЮАР, но и Британия.
В-третьих, 2015 год – это еще и год возвращения в работу японской ядерной энергетики. Уже вернулись в работу два блока на японской АЭС Сендай. Разрешения на эксплуатацию получены уже для 5 блоков. Согласно озвученным в ноябре планам, планируется вернуть в работу 21 энергоблок. Относительно судьбы еще 18 японские регулирующие органы пока решают.
В-четвертых, до фазы энергопуска подошел реактор БН-800 на Белоярской АЭС. На момент написания материала ничего о подключении к сети не сообщалось, но первый «толчок» турбины уже произведен. И есть все шансы, что подключение к сети произойдет еще в этом году. Причем в следующем году уже в Индии местные атомщики планируют запуск в работу своего аналогичного реактора. Т.е. на быстрых нейтронах и с натриевым теплоносителем. Хотя и значительно менее мощного и своей оригинальной конструкции. Так что в «быстром натрии» очевидны два мировых лидера. На первом месте со значительным отрывом – Россия, на втором – Индия.
Мировая ядерная энергетика возрождается. И возрождается, несмотря на все те радостные поминки, что устраивала по мирному атому «зеленая общественность» в последние годы. И впереди нас явно ожидают показатели еще большие (на это указывает динамика реализующихся в России и в мире проектов). А потому грядущий 2016 г. обещает стать еще более интересным для мирного атомa, чем уходящий 2015-й. Но это уже немного другая история. (oilru.com/Энергетика Украины и мира)