Просматривая сайт Верховной Рады Украины, обнаруживаем в разделе энергетики регистрацию нового законопроекта с интригующим названием “О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования механизмов стимулирования производства электроэнергии из альтернативных источников энергии” (регистрационный № 3447 от 10.11.2015).

370Если в муниципалитете вы отвечаете за освещение города, рекомендуем посетить сайт компании «Светрон». Здесь богатый выбор прожекторов светодиодного освещения уличных. Прожектор на светодиодных элементах на 90% экономнее обычной лампы накаливания, а влагозащитный корпус позволяет ему работать в любых погодных условиях.

Задаемся вопросом: не так давно были произведены весьма эффективные и сбалансированные, по мнению аналитиков, изменения в законодательном поле, регулирующем производство электроэнергии из возобновляемых источников энергии (далее – ВИЭ), – зачем понадобились еще изменения? Что это – очередной рывок отечественных реформаторов “…новый поворот, и мотор ревет! Что он нам несет – пропасть или взлет…”? Не хотелось бы – поеживается подсознание, но после первых же абзацев волнение отступает – текст законопроекта в точности соответствует цели, которую декларируют в пояснительной записке его разработчики, а именно: для уточнения формулировок отдельных положений закона Украины “О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения конкурентных условий производства электроэнергии из альтернативных источников энергии” от 04 июня 2015 года № 514-19 (законопроект № 2010-д) и создания возможности полноценной их реализации.

Все мы знаем, что нередко при практическом применении красивой и правильной законодательной нормы возникают нюансы, мелкие неувязки формулировок и процедур, которые просто блокируют исполнение данной нормы на практике. Очевидно, что первые шаги в реализации наработок законодательства об электроэнергетике в части деятельности ВИЭ, в том числе после принятия 04.06.2015 закона Украины № 514-19, обнаружили ряд подобных смысловых и нормативных несоответствий или неточностей – их и следует устранить.

Попробуем выделить основные блоки изменений и убедиться в их действительной полезности, актуальности и необходимости принятия.

В статьях 15 и 17-1 закона Украины “Об электроэнергетике”, а также в статье 22 закона Украины “Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины” отредактирована норма, касающаяся реализации гарантированной государством закупки по “зеленому” тарифу всего объема выработанной ВИЭ электроэнергии. Уточнено также определение объемов электроэнергии, потребленной производителем на собственные нужды. Определение стало более понятным, рабочим, не оставляющим сомнений и возможных произвольных трактовок относительно объема подлежащей покупке электроэнергии. Весьма важно, особенно в нынешнем правовом поле, характеризующемся применением одиозных и необъяснимых разумом трактовок, иногда с точностью до наоборот искажающих смысл исполняемой нормы, что в определении появилось ключевое слово – “всего” объема (обязательного к покупке по “зеленому” тарифу). Хотя это слово и подразумевалось по логике предложения в действующей редакции, но поскольку в тексте оно отсутствовало, то и легко могло бы быть “забытым” в ходе практического исполнения. Четкое требование о покупке “всего” объема и понятное определение электроэнергии, потребленной на собственные нужды сделало норму четкой, уверенно и однозначно исполнимой.

Приведены в соответствие с формулировками УКТЗЕД наименования элементов оборудования, упоминаемые в ст. 17-3 ЗУ “Об электроэнергетике” (в соответствии с которой отечественное происхождение элементов оборудования является основанием для начисления определенной законом надбавки к “зеленому” тарифу). Чтобы эта норма была исполнимой, названия элементов оборудования не должны отличаться (как это имеет место в действующей редакции) от принятых в УКТЗЕД, – тогда возникает возможность подтверждения отечественного происхождения такого оборудования сертификатами Торгово-промышленной палаты Украины.

Также в вышеуказанный перечень элементов оборудования украинского происхождения введены отдельные конфигурации оборудования для производства электроэнергии из биомассы, а именно введены позиции для технологии принудительной газификации биомассы.

Хочется обратить особое внимание на следующую позицию законопроекта, которая непосредственно касается конечного потребителя – отдельного домохозяйства. Речь пойдет о применении “зеленого” тарифа к домохозяйствам, оборудованным ветро- или солнечными генераторами. Здесь мы наблюдаем классическую ситуацию, когда декларируется прогрессивная норма, но в результате с ее реализацией выходит неувязка. Государство, делая шаги навстречу частному домохозяйству, стимулируя его экологический выбор, приняло решение покупать по “зеленому” тарифу излишки непотребленной таким домохозяйством электрической энергии. Однако подвох кроется в почти незаметной неточности в формулировке периода, с начала которого может применяться “зеленый” тариф при продаже в сеть указанных излишков. Такой период определялся одинаково для промышленных производителей и для физического лица (домовладения), а именно – с момента ввода в эксплуатацию генерирующего оборудования. Но если для предприятия это разумное и выполнимое требование (присутствуют и документируются в установленной форме все этапы, начиная с проектирования, строительства и до введения в эксплуатацию оборудования), то у физического лица – представителя домохозяйства – такое безобидное с виду требование является непреодолимым препятствием, поскольку документальное подтверждение введения в эксплуатацию установленного в домовладении генерирующего оборудования не предусмотрено никакими нормами или инструкциями (физическое лицо осуществляет только монтаж и начинает использовать оборудование без каких-либо дополнительных процедур). Таким образом, никто домовладельцу не обязан подтвердить и не подтвердит введение в эксплуатацию его оборудования, и домовладелец не имеет формального повода воспользоваться разработанной и принятой для него нормой закона о продаже в сеть по “зеленому” тарифу излишков произведенной ветряком или солнечной батареей электроэнергии. Конечно, это было бы смешно… если бы не было так грустно! Впрочем, устранить противоречие оказалось несложно, а именно: законопроект предлагает считать началом применения “зеленого” тарифа дату подачи физическим лицом соответствующей заявки в энергорынок. Все просто, а главное – действенно. Теперь представитель пока, увы, немногочисленного среднего нашего класса – надежды экономического возрождения общества – действительно сможет всерьез задуматься о самостоятельном энергоснабжении и, рассчитав все “за” и “против”, в том числе учитывая предоставляющуюся законом реальную возможность продавать по “зеленому” тарифу излишки выработанной электроэнергии в сеть, изыщет возможность вложить средства в экологически чистые технологии производства электричества. Сегодня один, а завтра тысячи!

И еще одно слово о перспективах. Заключительными положениями законопроекта продлен до 2030 года включительно мораторий на повышенный “зеленый” тариф для СЭС более 10 МВт, введенных в эксплуатацию до июля 2015 года (ранее такой мораторий распространялся только до 2017 года). Это предоставит им возможность все же достичь точки окупаемости и выйти на уровень экономической конкурентоспособности, несмотря на снижение в июне 2015 года установленных им ранее “зеленых” тарифов. Хотя упомянутое летнее понижение тарифов было встречено инвесторами в солнечные технологии с нескрываемым негодованием как нарушение со стороны государства основополагающих принципов инвестиционной политики, следует констатировать, что даже пониженный тариф все же существенно превышает уровень устанавливаемого для СЭС, которые вводятся в эксплуатацию сейчас, и этот фактор в совокупности с предлагаемым в законопроекте мораторием на неизменность данной величины тарифов до 2030 года дает все основания предполагать, что станции окупятся в экономически приемлемые сроки.

В общем и целом можно сделать вывод, что с принятием нового технического закона в Украине ожидается улучшение текущих норм, что с учетом изменений, принятых этим летом, сформирует стабильное, прозрачное и работоспособное нормативное поле для развития возобновляемой энергетики как в промышленных масштабах, так и на уровне домохозяйств, улучшения экологического климата в Украине. Слово за парламентариями!

И хотя пока эти нормы – лишь законопроект, все же отметим, что мы видим пример законотворчества негромкого, но важного и действительно рабочего, направленного не на радикальные трудноисполнимые, а порой немыслимые реформы, а на постепенное усиление позиций простого домохозяйства, работоспособности предприятий-производителей в условиях дружественного к участникам правового поля. Именно такая законодательная работа малыми шагами ведет отрасль к стратегическим рубежам сильной, энергонезависимой, экологически чистой, экономически и инвестиционно привлекательной отечественной электроэнергетики. (112.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий