Россия пытается сорвать европейский энергетический союз и нашла в этом деле сильных союзников.
С 2004 г. по 2014 г. потребление первичных энергоресурсов в ЕС уменьшилось на 12%, а потребление природного газа – на 21%.
Тем не менее, в прошлом июне российский «Газпром» объявил, что собирается построить Северный поток-2, новый большой газопровод в Европу, совместно с рядом западных компаний – BASF, E.ON, ENGIE, OMV, и Royal Dutch Shell. Они хотят построить трубу из России в Германию через Балтийское море, хотя и первый Северный поток используется только наполовину мощности. Этот проект не имеет смысла, и его нужно остановить.
Наиболее важный проект нынешней Европейской комиссии – создание настоящего энергетического рынка, европейского энергетического союза. У этой стратегии есть пять целей: энергетическая безопасность, интеграция рынков, энергоэффективность, декарбонизация, исследования, инновации и конкуренция. Северный поток-2 противоречит им всем.
Основная цель ЕС – обеспечить стабильность поставок, поскольку в январе 2009 г. «Газпром» на две недели прекратил поставки газа более, чем десяти странам ЕС. Данные шведского Агентства оборонных исследований показали, что с 1991 г. по 2006 г. Россия использовала “политику энергетического давления” 55 раз, и в 16 из них «Газпром» был пособником. «Газпром» производит огромное количество газа, но не может продать его даже по очень низким ценам, поскольку заработал репутацию крайне ненадежного поставщика.
Северный поток-2 противоречит планам энергетического союза по диверсификации транспортных путей и поставок. Десять восточноевропейских членов ЕС уже выразили протест. Как отмечает Комиссия: “Шесть членов ЕС полностью зависят от одного-единственного поставщика в вопросах приобретения газа”. Комиссар по энергетике Ариас Канете заключил, что Северный поток-2 “еще больше увеличит зависимость Европы от одного поставщика и одного маршрута”. Вице-президент Комиссии Марош Шевчович предостерег, что “проект Северный поток-2 может означать полное перекрытие поставок газа из России в Европу через Украину и Словакию”. Ради безопасности поставок ЕС также предпочитает разнообразие среди поставщиков сжиженного природного газа.
Третий энергетический пакет ЕС должен разделить транспортировку и поставки, чтобы создать настоящий европейский рынок, чтобы “потребители одного государства-члена имели возможность делать осознанный выбор, открыто и без трудностей приобретать энергию у компании другого государства-члена”. Северный поток-2 будет построен легально, но его очевидная цель – предоставить «Газпрому» и его пяти друзьям в ЕС олигопольный контроль над рынком газа в сердце Европы.
Природный газ чище, чем уголь, но это все равно углеводородное топливо, тогда как ЕС стремится к декарбонизации. Возобновленное доминирование этих компаний также навредит эволюции малых инновационных энергетических компаний.
Более того, «Газпром» – не простая государственная корпорация. В Восточной Европе она работает на геополитические цели Кремля, перекрывая поставки и повышая цены, когда Кремлю не нравится местное правительство.
Согласно большинству стандартов, «Газпром» является самым злостным нарушителем европейских правил конкуренции, но пока Европейской комиссии не удалось наказать его за ценовую дискриминацию и запрет свободной торговли газом между государствами-клиентами.
Политическим спонсором Северного потока-2 является немецкий вице-канцлер Зигмар Габриэль. 28 октября во время его встречи с Владимиром Путиным в Москве Кремль процитировал Габриэля: “Важно обеспечить, чтобы все оставалось под контролем немецких властей”. Эти слова звучат как попытка на пару с Кремлем саботировать европейский энергетический союз.
К счастью, Европейская Комиссия выразила резкий протест. Комиссар по энергетике сказал, что “Северный поток-2 никогда не станет проектом общего интереса для ЕС”.
Факты очевидны. Проектом Северный поток-2 Россия пытается сорвать европейский энергетический союз. Она нашла сильных союзников. Вопрос в том, достаточно ли ЕС силен, чтобы заблокировать этот процесс. (Андерс Аслунд, шведский экономист, старший научный сотрудник Atlantic Council, Новое время/Энергетика Украины и мира)